Введите поисковый запрос!
18/06/20
Информация по итогам заседания РТК 29 мая 2020 года
Информация по итогам заседания РТК 29 мая 2020 года
29 мая состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В связи с эпидемиологической ситуацией заседание прошло в заочном режиме. Членами РТК были рассмотрены федеральные законы об исполнении бюджетов внебюджетных фондов в 2019 году. Кроме того, был рассмотрен проект постановления Правительства РФ «Об особенностях регулирования трудовых отношений». 
1. О проекте федерального закона «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год»

Законопроектом предлагается утвердить итоги исполнения бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) за 2019 год. 
В соответствии с законопроектом бюджет ПФР исполнен с профицитом в общей сумме 153,9 млрд. рублей; общий объём доходов составил 8 781 млрд. рублей; общий объём расходов –  8 627, 1 млрд. рублей.

В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что в целом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) поступило 5 394, 0 млрд. рублей, что выше на 9 % поступлений за 2018 год. Годовой прогнозный план выполнен на 102,5 %.
В структуре расходов расходы на выплату страховых пенсий составили 7 020, 65 млрд. рублей.

Сумма трансферта из федерального бюджета в сумме 1 065, 22 млрд. рублей, направлена на финансовое обеспечение следующих выплат: 
- страховые пенсии, назначенные досрочно лицам, указанным в статьях 30-32 Федерального закона «О страховых пенсиях»; 
- выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии со статьёй 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»; 
- выплаты страховых пенсий, исчисленных с учётом начисленных, но не уплаченных страховых взносов.

Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению составили 457, 77 млрд. рублей.  

Также в пояснительной записке к законопроекту сообщается, что в 2019 г. произошло сокращение числа пенсионеров-получателей страховой пенсии на 359, 3 тыс. человек. При этом число пенсионеров по старости сократилось на 378, 3 тыс. человек, число пенсионеров по инвалидности выросло на 42,3 тыс. человек. Также выросло число пенсионеров, получающих социальные пенсии, на 6,6 %.

Средний размер пенсии за 2019 г. вырос на 6,1 %, страховые пенсии выросли на 6,4 %; социальные пенсии выросли на 2,2 %. 

Члены РТК поддержали проект федерального закона.

2. О проекте федерального закона «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год»

Законопроектом предлагается утвердить итоги исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) за 2019 год. 

Бюджет ФСС исполнен с профицитом в общей сумме 32, 51 млрд. рублей. Общий объём доходов составил 770, 61 млрд. рублей; общий объём расходов –  738, 1 млрд. рублей. Профицит возник за счёт профицита бюджета по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве (32, 4 млрд. рублей). По обязательному социальному страхованию от нетрудоспособности и в связи с материнством дефицит составил 1 млрд. рублей.   

В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 582, 2 млрд. рублей, что выше на 4,3% по сравнению с 2018 годом.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 135 млрд. рублей, что выше на 6,6 % по сравнению с 2018 годом. 

Увеличение поступлений страховых взносов в основном обусловлено увеличением фонда заработной платы, на который начисляются взносы, на 7,5 % по сравнению с прогнозом поступлений в соответствии с ФЗ от 28.11.2018 № 431-ФЗ.
 
В структуре расходов расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 570, 21 млрд. рублей, и по сравнению с 2018 годом увеличились на 5%.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 278, 75 млрд. рублей, что на 11 % выше, чем в 2018 году. Увеличение расходов обусловлено увеличением числа оплачиваемых дней нетрудоспособности.

Расходы на выплату пособий по материнству в 2019 году составили 290, 98 млрд. рублей, что на 0,1 % ниже, чем в 2018 году. Обусловлено уменьшением количества выплаченных пособий по беременности и родам, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и единовременных пособий женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, ввиду снижения рождаемости.

Расходы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 100,6 млрд. рублей, что выше на 6,8 % по сравнению с 2018 годом.

Члены РТК поддержали проект федерального закона.

3. О проекте федерального закона «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год»

Законопроектом предлагается утвердить итоги исполнения бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) за 2019 год. 

Бюджет ФОМС исполнен с дефицитом в общей сумме 62,75 млрд. рублей. Общий объём доходов составил 2 123, 99 млрд. рублей; общий объём расходов –  2 186,74 млрд. рублей. 

Согласно пояснительной записке по сравнению с 2018 годом доходы увеличились на 12 %; расходы – на 10 %.

В доходной части бюджета ФОМС основным источником поступлений являются страховые взносы на ОМС. Их доля в 2019 году составила 96, 2%. Страховые взносы на ОМС в 2019 году составили 2 043 млрд. рублей, что на 9,7 % выше, чем в 2018 году.    

Страховые взносы на ОМС работающего населения составили 1 322 млрд. рублей, поступления увеличились на 10,2 % по сравнению с 2018 г.

Страховые взносы на ОМС неработающего населения составили 720, 1 млрд. рублей, поступления увеличились на 8,8 % по сравнению с 2018 г.

Сумма трансферта из федерального бюджета в бюджет ФОМС составила 78, 98 млрд. рублей, в том числе на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных страховых тарифов отдельных категорий в размере 8, 98 млрд. рублей; 70 млрд. – оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями.

В расходной части бюджета ФОМС с учётом пояснительной записки основную долю составляют субвенции бюджетам территориальным фондам ОМС для финансового обеспечения организации ОМС на территориях субъектов РФ – 94, 7 %. По сравнению с 2018 г. субвенция увеличилась на 10,7 %.

Расходы на обеспечение деятельности ФОМС в 2019 г. составили 831,6 млн. рублей. 

Члены РТК поддержали проект федерального закона.

4. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 885»

Проект постановления планируется внести изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2015 года № 885 «Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России». 

Основные изменения предлагается внести в Правила формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее – Система), утвержденные данным постановлением. 

Изменениями предлагается дополнить цели создания системы следующими такими, как: 1) создание, использование и хранение в Системе электронных документов, связанных с работой; 2) формирование аналитической информации о трудоустройстве граждан; 3) техническое обеспечение информационного взаимодействия по импорту данных из реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации. 

Для этого в Федеральный сегмент Системы вводятся новые подсистемы, в числе которых - Электронный кадровый документооборот. 

Одновременно вводится раздел VI «Порядок создания, использования и хранения электронных документов, связанных с работой, в Системе». Данный раздел будет регулировать вопросы создания, использования и хранения электронных документов, связанных с работой, через подсистемы «Личный кабинет соискателя (работника)» и «Личный кабинет работодателя». Такое право закрепляется за работниками, гражданами, ищущими работу, и работодателями, которые авторизованы в единой системе идентификации и аутентификации.

Также в Системе создаётся возможность заключения договоров в электронном виде путем подписания их усиленной квалифицированной электронной подписью работодателя и простой электронной подписью работника.

Оператором Системы будет обеспечиваться фиксация фактов получения работником и работодателем документов в электронном виде. 

Кроме того, проектом предусмотрено, что государственные инспекции труда получат доступ к соответствующим электронным документам, связанным с работой, размещенным работодателем в Системе.

От КТР к данному проекту направлялись замечания, в которых предложено дополнить проект постановления нормами, которые обеспечили бы особенности реализации права профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также право на получение информации по социально-трудовым вопросам.

Членами РТК были отмечены позиции сторон в отношении данного проекта постановления.

Сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддерживает проект постановления при условии внесения в него изменений, предусматривающих:
- бесплатное получение работниками простой электронной подписи, необходимой для создания и использования электронных документов, связанных с работой;
- запрет доступа третьих лиц к электронным документам, связанным с работой;
- доступ правовых и технических инспекций труда профсоюзов к электронным документам, связанным с работой, в целях обеспечения контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

Сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения работодателей, поддерживает проект постановления при условии внесения в него изменений, предусматривающих:
- запрет доступа третьих лиц к электронным документам, связанным с работой;
- доступ контролирующих государственных органов и  общественных организаций  осуществляется в соответствии с установленным в настоящее время порядком. 

5. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях регулирования трудовых отношений в 2020 году»

Проектом постановления предлагается утвердить особенности регулирования трудовых отношений. 

Проект содержит три категории норм: нормы, ухудшающие положение работника в сравнении с положениями Трудового кодекса РФ;  нормы, которые нового регулирования, а могут быть самостоятельно выведены правоприменителем из действующих норм Трудового кодекса РФ, то есть по существу содержат разъяснения действующего законодательства; нормы, которые улучшают положение работников. 

В числе  норм, ухудшающих положение работников по сравнению с ТК РФ, в проекте фигурируют: 
- сокращение с двух месяцев до двух недель срока уведомления работника об изменении по инициативе работодателя условий трудового договора и режима работы; 
- расширение прав работодателей на переводы без согласия работников; 
- определение по соглашению сторон срока оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставленного вне утвержденного графика отпусков; 
- норма о том, что временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска. 

Также проект постановления содержал ряд норм, которые вызвали негативное отношение со стороны работодателей. В частности проект содержал запрет введения простоя в период действия ограничительных мероприятий, увольнения работников по инициативе работодателя, а также требование о сохранении размера заработной платы, включая компенсационные выплаты, и некоторые другие. 

В результате подготовленный Минтрудом России проект постановления не был поддержан ни стороной профсоюзов, ни стороной работодателей.  

От КТР, в частности, в отношении данного проекта постановления направлены  замечания, в которых отмечено, что он идет в разрез с положениями Конституции Российской Федерации, ограничивая права работников, гарантированные Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ, нарушает иерархию источников трудового права, подрывает стабильность трудового правоотношения, создавая угрозу массовых увольнений. Подробнее: http://www.ktr.su/content/news/detail.php?ID=6897.

В результате Минтруд России провёл дополнительные консультации со сторонами социального партнёрства по проекту постановления, по результатам которых проект постановления был существенно переработан, из него были исключены спорные нормы. Остались нормы прямо не урегулированные Трудовым кодексом РФ, в частности предусматривающие перенос на 2021 год возможности лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, реализовать своё право на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.  Подробнее: http://www.ktr.su/content/news/detail.php?ID=6913.

Новая редакция проекта постановления была одобрена членами РТК.  При этом профсоюзной стороной дополнительно отмечена необходимость продлить срок обращения к работодателю для возвращения средств за проездные документы, установленный частью пятой пункта 3 Особенностей, с трех до семи дней.

23/06/23
26 мая 2023 года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
10/01/22
23 декабря 2021 года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
24/04/23
31 марта текущего года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Новости LabourStart
Все новости на сайте www.labourstart.org
Ссылки: профсоюзы и сфера труда