19.11.22
РТК рассмотрела вопрос ответственности за нарушение коллективных договоров

rtk.jpg28 октября текущего года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). 

Членами РТК рассмотрен законопроект, предполагающий усиление административной ответственности за нарушение условий коллективных договоров и соглашений в части охраны труда. Также рассмотрен законопроект, определяющий особенности привлечения иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов в государственные и муниципальные учреждения культуры. 

Значительный блок рассмотренных проектов нормативных правовых актов был связан со сферой занятости. Так, стороны работодателей и профсоюзов рассмотрели и отметили противоположные позиции в отношении  проекта постановления, которым определяется размер пособия по безработице на следующий год. Кроме того, членами РТК было одобрено продление на следующий год мер стимулирования занятости отдельных категорий граждан, а также расширение охвата мероприятиями по повышению эффективности органов службы занятости, рассмотрены другие вопросы.  

Кроме того, на заседании были одобрены проекты в целях обеспечения ограничений на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с пассажирскими перевозками.

Далее подробнее о рассмотренных в ходе заседания вопросах. 

1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Законопроектом изменения предлагаются в статью 5.31 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. 

Предлагается дополнить данную статью новым составом, установив административную ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах, за исключением случаев предусмотренных частью 5.27.1 и частью 1 статьи 5.31 КоАП РФ.

За данное правонарушение предлагается привлекать к ответственности в виде предупреждения или наложения на должностное лицо административного штрафа от шести тысяч до десяти тысяч рублей.  

Законопроект разработан с целью усиления ответственности за нарушение и невыполнение взятых на себя обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах.

Члены РТК согласились с проектом федерального закона, а также отметили эффективную работу Минтруда России по выработке консолидированной позиции всех социальных партнёров в ходе доработки проекта федерального закона.

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», определяющую особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами.

Изменения предполагают определение порога минимальной заработной платы для высококвалифицированных специалистов, привлекаемых к трудовой деятельности государственными и муниципальными учреждениями культуры. Такой порог предлагается установить в размере не менее восьмидесяти трёх тысяч рублей, что ниже общеустановленного порога для отнесения иностранных граждан к высококвалифицированным специалистам. На сегодняшний день таким общим порогом является размер заработной платы не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчёта за один календарный месяц.

По оценке разработчиков, предлагаемые изменения позволят государственным и муниципальным учреждениями культуры привлекать к трудовой деятельности иностранных  работников творческих специальностей в упрощённом порядке, установленном для привлечения высококвалифицированных специалистов.

Члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.

Одновременно стороне Правительства РФ предложено рассмотреть вопрос об оперативном внесении поправок в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», направленных на предоставление Правительству РФ права устанавливать категории граждан и пороги заработных плат в отношении высококвалифицированных специалистов с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии.

Кроме того, МВД России предложено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти направить в секретариат РТК информацию о количестве и категориях приглашённых иностранных высококвалифицированных специалистов по итогам 2022 года.

3. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 362»

Проектом постановления предлагается продлить на 2023 год действие постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 362 «О государственной поддержке в 2022 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан».

Данное постановление обеспечивает осуществление мероприятий по стимулированию занятости отдельных категорий граждан, предусматривающих возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда принимаемых работников. Мероприятия финансируются посредством предоставления работодателям субсидии.

При этом категории граждан-участников мероприятий по стимулированию занятости проектируются аналогичными 2022 году. Мероприятия касаются отдельных категорий работников (безработных, уволенных в связи с сокращением штата или ликвидацией; лиц, относятся к категории работников, находящихся под риском увольнения; лиц, которые относятся к категории молодёжи в возрасте до 30 лет; граждан Украины, ЛНР и ДНР и других).

Члены РТК согласились с проектом постановления.

4. О проекте постановления Правительства Российской Федерации  «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год»

Проектом постановления предлагается установить размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год.

Минимальная величина пособия составит 1500 рублей. Максимальная величина пособия составит 12792 рубля в первые три месяца периоды выплаты пособия, далее – 5000 рублей. Для лиц предпенсионного возраста максимальный размер пособия составит 12 792 рубля на протяжении всего периода безработицы.

Данные размеры пособия по безработице установлены на уровне 2022 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2021 года № 1940.

Позиции сторон по данному проекту постановления разошлись.  

Сторона работодателей поддержала проект постановления. В свою очередь, сторона профсоюзов не поддержала проект, поскольку предусмотренные в нём размеры пособия по безработице ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России, что не способствует выполнению целевого показателя «снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года», характеризующего достижение национальной цели развития Российской Федерации «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей».

Также сторона профсоюзов предложила установить минимальный размер пособия по безработице в величине прожиточного минимума трудоспособного населения, а максимальный размер пособия – в сумме среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций.

Кроме того, обе стороны отметили, что предложения о размерах пособия по безработице на очередной финансовый год целесообразно рассматривать в рамках РТК до формирования параметров проекта федерального бюджета.

5. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О предельном уровне соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений»

Проект постановления подготовлен во исполнение статьи 145 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает требование об установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений и унитарных предприятий и среднемесячной заработной платы работников этих организаций (далее – соотношение среднемесячной заработной платы).

Проектом постановления предусмотрено установление соотношения среднемесячной заработной платы в размере 1 к 12 в отношении государственных учреждений, находящихся в ведении Правительства РФ. В числе таких учреждений – Институт законодательства и сравнительного правоведения, а также ВУЗы – МГУ, ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ, РАНХиГС, СПбГУ и др.

Члены РТК согласились в основном с проектом постановления.

6. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня видов предпринимательской деятельности в сфере перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям»

Проект постановления разработан во исполнение требований, установленных Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Данные изменения вступают в силу с 1 марта 2023 года.

Соответствующие им требования предполагают запрет на регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей лиц с неснятой или непогашенной судимостью за отдельные виды преступлений в целях осуществления ими предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок.

Проектом постановления предлагается утвердить перечень видов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок наземным транспортом, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Члены РТК согласились с проектом постановления.

7. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке установления соответствия преступлений, указанных в пункте 2 части первой и пункте 2 части второй статьи 328¹ Трудового кодекса Российской Федерации, преступлениям, указанным соответственно в пункте 1 части первой и пункте 1 части второй указанной статьи Трудового кодекса Российской Федерации»

Проект Положения разработан во исполнение требований статьи 328.1 ТК РФ, введённой в ТК РФ Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 155-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации». Изменения вступают в силу с 1 марта 2023 года.

Введённая в ТК РФ статья устанавливает ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа.

Ограничения связаны с наличием у лиц, поступающих на работу, судимости за совершение отдельных видов преступлений либо факта уголовного преследования в их отношении, предусмотренных УК РФ, а также соответствующих им преступлений, предусмотренных законодательством другого государства - члена Евразийского экономического союза.

Проект постановления разработан в целях регулирования определения тождественности предусмотренных УК РФ и законодательством другого государства - члена Евразийского экономического союза. Соответствующее полномочие по регулированию предоставлено Правительству РФ.

Проект Положения будет применяться при заключении трудового договора с лицом, не являющимся гражданином РФ и имеющим гражданство другого государства-члена Евразийского экономического союза, поступающим на работу, непосредственно связанную с управлением транспортом в сфере пассажирских перевозок и представившим документ, выданный уполномоченным органом государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающий отсутствие судимости за совершение отдельных видов преступлений либо факта уголовного преследования.

Тождественность преступлений будет устанавливаться работодателем согласно приложению к проекту Положения – Таблице, где перечислены статьи уголовных кодексов стран государств-членов Евразийского экономического союза, соответствующие видам преступлений, фигурирующим в пункте 1 части первой и пункте 1 части второй части статьи 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Члены РТК согласились с проектом постановления.

9. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 36 и постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 г. № 277»

Постановлением предполагается изменить порядок финансирования переданных субъектам РФ полномочий по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Финансирование осуществляется посредством предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ.

В частности, предлагается уточнить, что данной субсидией обеспечиваются социальные выплаты безработным, чьи права были нарушены в период, предшествующий очередному финансовому году. Сейчас правила предоставления субсидии предусматривают только финансирование из федерального бюджета мероприятий очередного финансового года.

Кроме того, предлагается откорректировать периоды, за которые берутся данные для расчёта финансирования на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Предложено предусмотреть использование для проведения расчётов финансирования данные за 2021 год и январь-март 2022 года. Согласно действующему порядку на бюджетный цикл 2022-2024 гг. по ряду показателей должны использоваться фактические данные 2020 года. Однако данные за этот год нетипичны, ввиду применения в этот период дополнительных мер поддержки безработных граждан в связи с распространением коронавирусной инфекции. В связи с чем, их использование для расчёта субвенции на бюджетный цикл 2023-2025 гг. не является корректным.

 Члены РТК согласились с проектом постановления.

10. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России»

Проектом постановления изменения предлагаются в Правила функционирования единой цифровой платформы «Работа в России» (ЕЦП «Работа в России»), утверждённые постановлением Правительства РФ от 13 мая 2022 года № 867.

Целью регулирования является обеспечение взаимодействия данной платформы с национальным сегментом мобильного приложения национального компонента Российской Федерации цифровой платформы миграционных процессов и трудовых ресурсов (далее – Национальный сегмент мобильного приложения).

Для этого в Правила функционирования ЕЦП «Работа в России» водится новый раздел VIII (1), определяющий Порядок взаимодействия ЕЦП «Работа в России» с Национальным сегментом мобильного приложения.

Предполагается, что между ЕЦП «Работа в России Национальный сегмент мобильного приложения» будет передаваться информация, отражающая процесс трудоустройства иностранных граждан: о размещённых вакансиях, резюме по результатам выбора вакансии, отклик на вакансию, уведомление о назначенном собеседовании, проекты трудовых или гражданско-правовых договоров. Также будет обеспечиваться возможность подписания таких договоров и расторжения.

Члены РТК согласились с проектом постановления.

11. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения»

Изменения предлагаются в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», утверждённую постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 № 298.

Изменения касаются порядка финансирования мероприятий по повышению эффективности органов службы занятости в форме субсидии.

Основная цель изменений - расширить охват мероприятиями. Сейчас мероприятия осуществляются в отношении  отдельных центров занятости населения в субъектах Российской Федерации, вовлечённых в федеральный проект «Содействие занятости». В соответствии с изменениями планируется софинансировать расходы субъектов РФ, возникающие при реализации региональных проектов, направленных на повышение эффективности службы занятости в целом, а не конкретных «базовых» центров занятости.

Члены РТК согласились с проектом постановления.

12. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2019 г. № 161 «Об утверждении Правил включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным»

Изменения предлагаются в Правила включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, дополнить нормами, регулирующие порядок исключения  субъектов РФ из данного перечня.

В качестве основания для исключения предлагается установить мотивированное обращение высшего должностного лица субъекта РФ. Также Минтруду России предоставляется право направить высшему должностного лица субъекта РФ, включённого в Перечень, предложение об исключении из перечня.

Члены РТК согласились с проектом постановления.

Твитнуть Поделиться ВКонтакте