30.01.18
Как остановить «утечку мозгов»?

Мониторинг РАНХиГС свидетельствует, что интеллектуальная эмиграция из страны в последние годы продолжала нарастать. Более половины россиян выбирают один из трех путей: уезжают учиться в магистратуру или аспирантуру; работать по «голубой карте» для квалифицированных специалистов или переезжать в качестве члена семьи. «Росбалт» спросила двух сопредседателей профсоюза «Университетская солидарность» о том, почему образованные люди покидают родину, и как убедить молодых ученых остаться в России.

Андроник Арутюнов, кандидат физико-математических наук, преподаватель МФТИ

«Реформирование высшей школы за последние несколько лет привело к тому, что большинство российских университетов потеряли функциональность. Огромное количество различных бюрократических препон внутри университета, зачастую достаточно низкая квалификация руководящих кадров и постоянное давление — методическое, идеологическое и т. д. — делают работу в российском университете не только непривлекательной, но и просто неприятной.

С другой стороны, легендарные „майские указы“, которые якобы гарантируют двукратную зарплату по региону, на самом деле не выполнены или выполнены в таком виде, что лучше бы их и не выполняли. Нагрузка очень сильно выросла, и фактически в пересчете на час работы преподаватели ничего не выиграли. А цены в магазинах при этом только выросли.

Ну и в-третьих, во многом это „заслуга“ ЕГЭ — качество выпускников российских школ в среднем падает. Поэтому если раньше, например, работать в МФТИ, или в МГУ, или в ВШЭ было приятно, потому что было много хороших студентов, то сейчас тонкий слой бывших школьников, которые могут осваивать программу, очень сильно уменьшился, а средний уровень заметно упал.

Таким образом, работа в российских вузах сейчас неперспективна, не очень приятна и довольно паршиво оплачивается. Я окончил мехмат МГУ восемь лет назад. Большинство моих одногруппников, занимавшихся наукой, уехали. Остались только два неисправимых идеалиста: я и еще один мой знакомый.

Чтобы изменить ситуацию, надо создавать комфортные условия работы, повышать зарплату. Заниматься наукой на голом патриотизме довольно затруднительно: кушать хочется».

Павел Кудюкин, доцент

«Условия труда и ученых, научных сотрудников, и вузовских преподавателей в России существенно хуже, чем в развитых и даже развивающихся странах: гораздо ниже оплата, совершенно безумный уровень бюрократических требований, связанных, в том числе, с подготовкой всякого рода документов, которые на самом деле для учебного процесса не нужны — типа учебно-методических комплексов и т. п.

Совершенно безумные требования руководящих органов. Самый последний пример — когда ФАНО навязывает академическим институтам абсолютно нереалистичные и необоснованные требования по публикационной активности, ставя это условием повышения финансирования и повышения оплаты труда. При этом платят в академических институтах и без того очень мало, говорить о выполнении „майских указов“ президента и близко не приходится. В высшей школе их исполнение большей частью фальсифицируется, а в академических институтах — тем более. Вот это главная причина.

Речь идет, прежде всего, об условиях работы. Надо снять этот безумный бюрократический груз отчетности и плановых бумаг, платить по-человечески, хоть чуть-чуть приближаясь к мировому уровню».

Источник: «Росбалт».

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте