17.01.18
Профсоюз моряков: Морской индустрии необходимо вернуть наставничество

Наставничество на флоте – это не просто практика, могущая иногда приносить пользу, а необходимость. Она особенно важна для тех, кто будет работать в старшем офицерском составе и отвечать за управление и безопасность судна, уверены в Российском профсоюзе моряков.

Богатое наследие наставничества в морской индустрии всегда играло важную роль в подготовке морских кадров и создании высокопрофессионального флота. Именно оно позволяет передать наиболее ценные знания, которых не получишь ни из одного учебника или инструкции. В Советском союзе раньше существовал институт наставничества, и все капитаны перед вступлением в должность обязательно проходили «обкатку». К сожалению, после 91-го года эту практику забыли. Однако последние несколько лет о ней вновь стали говорить, а некоторые компании, например, «Совкомфлот», уже возродили процедуру.

– В апреле 2016 года в раздел единого руководства системы управления безопасностью (СУБ) «Оценка компетентности назначаемых на должности капитана, старшего помощника капитана и старшего механика» была включена норма, предписывающая направлять в первый рейс назначаемых на должность капитана под контролем капитана-наставника или HSSE-суперинтенданта, – рассказывает менеджер по круингу «СКФ Менеджмент Сервисиз (Дубай)» Михаил Коноплев. – Соблюдение данного требования находится на особом контроле у управляющих флотами. Все капитаны, которые назначались в компании с 2016 года, прошли подобные «обкатки».

Наставничество на флоте – это не просто полезная практика, а необходимость, поскольку координаторы в кадровых офисах не всегда имеют возможность должным образом оценить профессионализм специалистов плавсостава. А это особенно важно для тех, кто будет работать в старшем офицерском составе и отвечать за управление и безопасность судна.

Те компании, которые оперируют современными судами и хотят, чтобы их кадры были высококвалифицированными, устраивают серьёзный отбор претендентов на офицерские должности. В «Совкомфлоте» это происходит в несколько этапов. Сначала моряков, которые желают стать капитаном, старпомом или стармехом, проверяют наставники. Они смотрят не только на теоретические знания, но и на практическую подготовку. Для этого кандидаты демонстрируют свои умения на специальных тренажёрах. Если первая ступень успешно пройдена, далее следует интервью в управляющей компании с суперинтендантами и управляющим флотом. И только после этого человека утверждают в должности.

В Российском профсоюзе моряков считают, что возрождение забытой традиции – правильный шаг.

– Раньше в каждом пароходстве существовала служба мореплавания, в штате которой работали капитаны-наставники. Они и проводили так называемую «обкатку» будущих капитанов. Наставники следили за штурманами в пароходствах, выделяя из них наиболее способных. Когда те достигали должности старпома и их уже рекомендовали на капитана, наставник выходил вместе с претендентом в рейс. И по его итогам давал рекомендацию, готов человек к самой ответственной должности на флоте или нет. Бывало так, что некоторые получали отрицательные характеристики. Тогда их опять переводили в старпомы, и только через какое-то время они могли пробоваться снова, – рассказывает председатель БТО РПСМ Александр Бодня. – То, что некоторые судовладельцы возродили у себя эту традицию, правильно: всё-таки речь о крупных компаниях, им нужно проверить человека перед тем, как доверить управление высокотехнологическим судном.

Источник: РПСМ

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте