24.03.17
Гендерное разнообразие в судоходстве должно быть

Число женщин на мировом флоте не превышает 2%. В этом году ООН объявила март Международным женским месяцем, в рамках которого Российский профсоюз моряков, как и многие другие морские организации, решил поднять вопрос гендерного равенства в судоходной отрасли. В профсоюзе уверены, равная оплата труда среди мужчин и женщин, одинаковые условия при соискании рабочего места, а также искоренение насилия на рабочих местах — должны быть азами современного судоходства.

Работа на флоте – занятие, объединяющее людей из различных стран и слоев общества. По оценкам ИМО, на сегодняшний день на судах торгового флота работают порядка 1 200 000 моряков. Однако примечательно то, как мало женщин представляет эту разнородную рабочую силу. По данным журнала Australian Journal of Maritime & Ocean Affairs, количество женщин на флоте не превышает 2%, при этом большая часть из них работает на круизных судах.

Можно смело сказать, что в отличие от культурного, гендерное разнообразие в судоходстве – явление редкое, даже несмотря на то, что его начали отстаивать в сфере морского образования, пусть и не так давно. Например, в России с 2008 года девушки могут обучаться судовождению на бюджетной основе. Так, в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова каждый год принимают порядка 10-15 девушек, при этом в среднем из вуза выпускается не более четырех-пяти курсанток. И даже этому небольшому количеству специалисток найти работу, а порой и место для практики, не так-то просто. В остальном мире картина складывается неоднозначная: если в Европе к женщинам в составе экипажей относятся спокойно и на суда их принимают без лишних проблем, то, например, в Африке девушкам придется столкнуться с сильнейшей дискриминацией.

Так что же происходит? Можно рискнуть предположить, что бессознательное предвзятое отношение за годы бездействия уже настолько укоренилось в сознании представителей морской отрасли, что многие из них будут искренне удивлены самой идее обсудить этот насущный вопрос. При этом они с легкостью забывают те многочисленные примеры, когда женщины с блеском справлялись с «сугубо мужской» работой. Так, в историю России вплетены имена первой в мире женщины-капитана дальнего плавания Анны Щетининой и Натальи Киссы, которая не оставила флот даже в годы Великой Отечественной войны и вместе с остальным экипажем теплохода «Анатолий Седов» участвовала в многочисленных военных операциях, демонстрируя чудеса храбрости, а после и вовсе стала первой женщиной-капитаном на Азовском море. 

Одной из вероятных причин негативного отношения являются культурные и практические барьеры, и чтобы понять их суть, нужно задать себе и окружающим несколько важных вопросов:

Как мы воспринимаем женщин, которые хотят построить успешную карьеру в море, но при этом не желают отказываться от идеи создать семью и растить детей? Какие механизмы могут поддержать такое решение, а какие – создать дополнительные препятствия? Как сами женщины относятся к этому вопросу? А что насчет социальных барьеров в отношении женщин, которые выстраивают члены экипажей? Как много существует реально действенных сетей поддержки?

На сегодняшний день в поддержку женщин-моряков действует Международная ассоциация женщин в судоходстве (WISTA), основанная в 1997 году. Организация осуществляет обучение и наставничество женщин в морской отрасли. WISTA поддерживают более 40 стран, на территории которых действуют активные отделения организации. Каждый из филиалов обеспечивает сеть поддержки на внутреннем и международном уровне, предоставляет возможности для развития, а также помогает наладить отношения с представителями и работниками отрасли. Сотрудники организации уверены, что отсутствие гендерного равенства в отрасли – реальная проблема и чтобы решить ее, мужчины и женщины должны действовать сообща.

Такого же мнения придерживаются и международные профсоюзные организации. Для них в основе гендерной работы по-прежнему главенствующую роль играют такие вопросы, как равная оплата труда среди мужчин и женщин, одинаковые условия при соискании рабочего места, а также искоренение насилия на рабочих местах. Так, с 8 марта стартовала новая кампания Международной федерации транспортных рабочих – организация предлагает работникам отрасли принять участие в опросе, разработанном в рамках исследования ITF’s equality testing in transport. Полученные данные помогут профсоюзам убедить правительства и национальные центры в необходимости принятия Конвенции Международной организации труда (МОТ) о насилии и притеснениях на рабочем месте.

Источник: РПСМ

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте