Введите поисковый запрос!
25/05/23
РТК рассмотрела вопрос лицензирования деятельности по трудоустройству заграницей
РТК рассмотрела вопрос  лицензирования деятельности по трудоустройству заграницей
28 апреля текущего года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Члены РТК рассмотрели проект указа и проект постановления в целях передачи с 1 сентября 2023 года от МВД России к Роструду лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
28 апреля текущего года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).  

В ходе заседания были обсуждены и одобрены законопроекты об утверждении итогов работы государственных внебюджетных фондов, а также законопроект, о внесении изменений в статью 5.31 Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за нарушение актов социального партнёрства.

Также члены РТК рассмотрели проект указа и проект постановления в целях передачи с 1 сентября 2023 года от МВД России к Роструду лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

В числе иных вопросов повестки обсуждались проект Правил осуществления актуарной деятельности в Фонде пенсионного и социального страхования РФ, утверждённые Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также иные документы.

Далее подробнее о рассмотренных вопросах.

1. О проекте федерального закона «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2022 год»

В соответствии с законопроектом бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) исполнен по доходам в сумме 12 477, 8 млрд. рублей, по расходам в сумме 11 374, 3 млрд. рублей, объем профицита составил 1 103, 5 млрд. рублей.

Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в 2022 году составил 6 189,4 млрд. рублей. Годовой прогнозный план поступлений выполнен на 98,1 %.

За 2022 год общая сумма средств федерального бюджета, переданных ПФР из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов, составила 6 083, 2 млрд. рублей (планировалось 3 630, 8 млрд. рублей в соответствии с ФЗ № 391-ФЗ).

Профицит бюджета ПФР объясняется увеличением суммы межбюджетных трансфертов. Так, в конце 2022 года трансферты были увеличены с запасом, чтобы не возникло проблем с осуществлением выплат в январе 2023 года после объединения ПФР и Фонда социального страхования РФ (ФСС) и возможных сбоев в поступлениях в этой связи.

В 2022 году в структуре расходов расходы на выплату страховых пенсий составили  8 786, 94 млрд. рублей, расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям - 605,54 млрд. рублей.

Члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.

2. О проекте федерального закона «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2022 год»

В соответствии с законопроектом бюджет ФСС исполнен по доходам в сумме 1 029, 6 млрд. рублей, по расходам в сумме 1 149, 4 млрд. рублей, объем дефицита составил 119,86 млрд. рублей. 

В части страхования нетрудоспособности и материнства доходы составили 762, 64 млрд. рублей, расходы – 820, 75 млрд. рублей, дефицит – 58,11 млрд. рублей.

В части страхования от несчастных случаев и профзаболеваний доходы составили 179 36 млрд. рублей, расходы – 117, 33 млрд. рублей, профицит – 62,03 млрд. рублей.

Источником финансирования дефицита бюджета ФСС по страхованию от нетрудоспособности и материнству стали остатки средств по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний на 1 января 2022 г., а также средства резерва на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний.

При обсуждении законопроекта сторона работодателей обратила внимание  на низкий уровень финансирования предупредительных мер по сокращению  производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (11% максимально возможного объёма средств на эти цели). 

В связи с чем, по итогам обсуждения члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона. 

Одновременно было отмечено, что стороны Комиссии, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, обращают внимание на продолжающуюся практику финансирования расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из доходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отмечают при этом, что при наличии профицита бюджета по данному виду страхования сохраняется  низкий уровень финансирования предупредительных мер по сокращению  производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (11% максимально возможного объёма средств на эти цели). Стороны предлагают учесть высказанные замечания при планировании бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 г.

3. О проекте федерального закона «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2022 год»

В соответствии с законопроектом бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) исполнен со следующими результатами: доходы - 2 919,4 млрд. рублей; расходы - 2 797 млрд. рублей; профицит - 122 млрд. рублей.

По сравнению с 2021 годом доходы бюджета ФОМС в 2022 году увеличились на 288 млрд. рублей, или на 10,9%. Расходы бюджета ФОМС за тот же период увеличились на 227,5 млрд. рублей, или на 8,9 %.

Основным источником доходов бюджета ФОМС являются страховые взносы на ОМС. Доля страховых взносов на ОМС с учётом полученных межбюджетных трансфертов в общем объёме доходов ФОМС в 2022 году составила 88%. Также из федерального бюджета в бюджет ФОМС предоставлены межбюджетные трансферты в размере 474 237,8 млн. рублей (145,5% от утверждённого объёма). Межбюджетные трансферты предоставлялись в связи с отсрочкой платежей работодателям в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2022 года № 776 «Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году».

В доходах бюджета ФОМС поступления на ОМС работающего населения занимают 59,9%. Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2022 год составил 1 599, 4 млрд. рублей, или 97,9% от утверждённого объёма. Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2022 году составил 813 776,7 млн. рублей, или 100% от утверждённого годового объёма.

В расходах бюджета ФОМС основную долю (88,0%) составили субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.

Члены РТК согласились с проектом федерального закона.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Законопроектом предлагаются изменения в статью 5.31 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.

Предлагается дополнить данную статью новым составом, установив административную ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах.

Согласно пояснительной записке законопроект разработан во исполнение абзаца 3 подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента РФ от 31 декабря 2021 года № ПР-2576, данного по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса 2 декабря 2021 года, пункта 2 поручения Заместителя Председателя Правительства РФ А.В. Новака от 21 января 2022 года. Поручения были даны в связи с аварией на шахте «Листвяжная» в конце 2021 года, повлёкшей гибель шахтёров.

В пояснительной записке сообщается, что целью законопроекта является усиление ответственности за нарушение и невыполнение взятых на себя обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах.

Законопроект ранее рассматривался на заседании РТК 28 октября 2022 года. В законопроект были внесены юридико-технические изменения. В связи с чем, к доработанной редакции законопроекта вопросов не возникло.  

Члены РТК согласились с проектом федерального закона.

Одновременно отмечена целесообразность при необходимости рассмотреть проект федерального закона, подготовленный ко второму чтению в Государственной Думе РФ, на рабочей группе РТК.

5. О проекте указа Президента Российской Федерации «О признании утратившими силу подпункта 39 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и подпункта 24 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699» и о проекте постановления Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»

Проект указа и проект постановления разработаны МВД России в целях передачи с 1 сентября 2023 года от МВД России к Роструду полномочия по лицензированию деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее – полномочие по лицензированию). 

Для этого проектом указа предлагается признать утратившими силу подпункт 39 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и подпункт 24 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утверждённых Указом Президента российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 (далее – Положение о МВД).

В предлагаемых к отмене положениях закреплены полномочия МВД, а также его территориального органа по лицензированию.

Проектом постановления предусматриваются изменения в следующие акты Правительства РФ. 
Во-первых, в Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утверждённое постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 324.

Полномочия Роструда дополняются следующими: 

- по осуществлению в соответствии с законодательством РФ лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами территории Российской Федерации; 
- осуществление контроля за оказанием услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами РФ.
Во-вторых, в постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 № 2535 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2535).

Переносится срок истечения действия постановления № 2535 с 31 августа 2023 года включительно на 29 февраля 2024 года, а также по тексту МВД России заменяется на Роструд. Этим же сроком предлагается ограничить вводимые полномочия Роструда.

В-третьих, в перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утверждённый постановлением Правительства РФ  от 21 ноября 2011 года № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» предполагается включить Роструд с видом деятельности - оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Предварительно проект указа и проект постановления рассматривались 17 апреля 2023 г. рабочей группой Комиссии по развитию рынка труда и содействию занятости населения.

К заседанию рабочей группы направлена позиция ФПРМТ с замечаниями к проектам указа и постановления. 
В частности, в замечаниях обращено внимание на неполную передачу Роструду полномочий по лицензированию в соответствии с разработанными проектами. 

Так, Роструду не передаются полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 18.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в установленные проектами указа и постановления сроки вступления в силу, то есть с 1 сентября 2023 года.

Такая передача должна быть обеспечена внесением изменений в КоАП, поскольку согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по данной статье, являются должностные лица органов внутренних дел (полиции).

В результате будет не обеспечена реализация в РФ Стандарта А1.4 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС), которым предусмотрены требования к форме регулирования деятельности служб подбора и трудоустройства.

В связи с чем, ФПРМТ отметила, что не поддерживает проекты указа и постановления в предложенной редакции.

В ходе предварительного обсуждения на профильной рабочей группе проектов дополнительно обсуждалась работа Минтруда России над двумя законопроектами в целях перехода на новую форму регулирования деятельности по трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом, а именно: уведомительный порядок начала деятельности по трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом. Данные законопроекты предполагают такой переход с 1 марта 2024 года и ещё не обсуждались на РТК. 

В связи этой связи представителем ФПРМТ озвучены сомнения и опасения в связи с такой временной (на полгода) передачей функции лицензирования от МВД России к Роструду, тем более без полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 18.13 КоАП РФ.
 
Также был поставлен вопрос о необходимости разработки законопроекта о внесении изменений в КоАП РФ, обеспечивающих соответствующие полномочия Роструда, а также иных нормативных правовых актов-спутников в целях передачи полномочий по лицензированию с предлагаемой МВД России даты – 1 сентября 2023 года.

В связи с чем, в решении РТК по данному вопросу отражено, что члены РТК соглашаются в основном с проектами указа и постановления.

При этом отмечена позиция стороны Комиссии, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, о необходимости полной передачи полномочий по лицензированию деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от МВД России Роструду, включая полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях предусмотренных статьёй 18.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в установленные проектами указа и постановления сроки вступления в силу.

Кроме того, Минтруду России предлагается направить в секретариат РТК информацию о подготовке нормативных правовых актов по передаче полномочий по лицензированию и контролю за деятельностью по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

6. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации актуарной деятельности и Стандарта актуарной деятельности «Актуарная деятельность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации»

Проектом постановления предлагается утвердить Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - СФР) актуарной деятельности (далее – Правила) и Стандарт актуарной деятельности.

Правила и Стандарт осуществления актуарной деятельности разработаны во исполнение статьи 13 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

Правила определяют, цель, задачи и направления осуществления актуарной деятельности. Устанавливается, что актуарная деятельность осуществляться специализированным структурным подразделением центрального аппарата СФР. Определяются требования к соответствующим работникам. Заказчиком актуарной деятельности выступает Минтруд России.

Стандарт актуарной деятельности регулирует следующие вопросы: основные понятия и определения; руководящие принципы осуществления актуарной деятельности СФР информационная база актуарной деятельности (источники данных); методология актуарной деятельности; моделирование объекта оценивания; представление результатов актуарной деятельности Заказчику и др.

При обсуждении проекта постановления дискуссию вызвал вопрос обеспечения независимого контроля и проверки актуарной деятельности СФР и проводимых им актуарных расчётов.

В связи с чем, члены РТК согласились в основном с проектом постановления.

Одновременно отмечено, что в целях выработки рекомендаций методического характера по осуществлению специализированным структурным подразделением центрального аппарата СФР актуарной деятельности, а также для обеспечения независимой оценки правильности подготовленных таким подразделением заключений, расчётов - при формировании Экспертного совета при СФР необходимо обеспечить участие в нем независимых актуариев.

7. О постановлении Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. № 580 «Об утверждении Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и положений отдельных актов Правительства Российской Федерации»

В рамках данного вопроса стороны заслушали информацию о принятом постановлении, которым утверждены Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов. Тем самым заменено регулирование, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов».

В утверждённых Правилах уточнены полномочия участников разработки: предусмотрено привлечение советов по профессиональным квалификациям к рассмотрению проектов профессиональных стандартов на этапе их разработки; ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» будет организовывать разработку (актуализацию) профессиональных стандартов при отсутствии профильного совета по профессиональным квалификациям.

Также сокращены сроки рассмотрения профессиональных стандартов в Минтруде России, введены нормы об актуализации профессионального стандарта, в частности, предусматривается процедура упрощённой актуализации в части технических изменений в профстандарт.

Данный вопрос вызвал дискуссию о необходимости совершенствования и развития нормативно-правового регулирования системы профессиональных стандартов в связи с одновременным применением Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС). 
В связи с чем, члены РТК приняли информацию о постановлении к сведению.

Одновременно сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, отметила необходимость подготовки Минтрудом России проекта порядка установления тождественности наименований профессий, содержащихся в ЕТКС, ЕКС и профессиональных стандартах, в котором предусмотреть обязанности работодателей, в том числе по сохранению уровня заработной платы, по организации повышения квалификации работников.

Кроме того, сторонам Комиссии, представляющим общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, поручено до 15 мая т.г. направить в Минтруд России и секретариат РТК предложения по совершенствованию и развитию нормативно-правового регулирования системы профессиональных стандартов, а Минтруду России – обобщить данные предложения и доложить координатору РТК, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой.

Также Национальному совету при Президенте Российской по профессиональным квалификациям рекомендовано рассмотреть предложения сторон социального партнёрства по дальнейшему развитию национальной системы квалификаций в целях своевременного обеспечения российской экономики кадрами нужной квалификации по востребованным профессиям.

19/04/22
25 марта  состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
11/12/20
27 ноября состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
17/02/23
27 января 2023 года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).  Центральное место в обсуждении заняла новая редакция Закона о...
Новости LabourStart
Все новости на сайте www.labourstart.org
Ссылки: профсоюзы и сфера труда