24.04.12
МПЖ будет добиваться возвращения общероссийского статуса

В 2012 году исполнилось 20 лет созданию Межрегионального профсоюза железнодорожников. 27 января 1992 года в Москве состоялся учредительный съезд Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ). Занимая активную позицию по защите прав и интересов работников, профсоюз подвергался постоянному давлению со стороны руководства ОАО «РЖД» и государственных органов. В 2008 году Люблинский районный суд Москвы по жалобе транспортной прокуратуры потребовал от РПЛБЖ исключить из своего названия слово «Российский» и с тех пор он носит название — Межрегиональный профсоюз железнодорожников (МПЖ). О главных направлениях работы профсоюза и проблемах, с которыми он сталкивается, корреспонденту портала «Профсоюзы сегодня» Александру Лехтману рассказал председатель МПЖ Евгений Куликов.

Евгений Александрович, как Вы оцениваете, с чем подошел профсоюз к своему 20-летнему юбилею?

В конце января этого года проходил XI Внеочередной съезд нашего профсоюза, на котором мы подвели итоги своей 20-летней работы. Я думаю, что очень многие помнят нас под названием Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников, РПЛБЖ. Как РПЛБЖ мы сделали очень много, как для работников железнодорожной отрасли, так и для самой отрасли. Однако в 2008 году после проведенной РПЛБЖ забастовки, руководство ОАО «РЖД» начало предпринимать активные действия с целью ликвидации нашего профсоюза. Тогда, после настойчивых обращений главы РЖД Владимира Якунина, прокуратура через суд добилась понижения статуса нашего профсоюза с общероссийского до межрегионального. Поэтому, уже несколько лет мы действуем под именем Межрегиональный профсоюз железнодорожников. Несмотря на все попытки со стороны руководства РЖД препятствовать нашей деятельности, мы продолжаем работать в интересах членов нашего профсоюза и всех занятых в железнодорожной отрасли, прежде всего, — работников локомотивных бригад.

Какие наиболее заметные кампании проводились МПЖ в последнее время? Какие достигнуты результаты в борьбе за права работников?

Прежде всего, мы добились установления надбавок за работу во вредных условиях. Эта работа велась очень долго, в течение нескольких лет. Наш профсоюз уже неоднократно обращался в адрес руководства РЖД с предложением производить доплаты работникам локомотивных бригад за работу во вредных условиях. Это был длительный процесс, который тормозился в том числе и нежеланием официальных профсоюзов, с которыми взаимодействует руководство ОАО «РЖД», добиваться этих выплат.

В прошлом году мы вновь начали кампанию. Было несколько писем в РЖД, в госорганы, мы встречались с чиновниками. Наконец, 26 марта этого года Владимир Якунин подписал распоряжение № 571р «О повышенной оплате труда работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест». В соответствии с этим распоряжением надбавки устанавливаются с 1 апреля 2012 года.

Как определяется вредность условий труда? Насколько значительны эти надбавки?

Дело в том, что примерно раз в два года проводится аттестация рабочих мест. На основании данных аттестации мы знаем, что существуют вредные факторы на производстве и работа во вредных условиях. При наличии вредных факторов есть определенные методики расчета дополнительных выплат. Согласно вышедшему в марте распоряжению руководства РЖД, по итогам аттестации рабочих мест устанавливается доплата в 4% тарифной ставки. На самом деле, Трудовой кодекс говорит о том, что минимальный уровень доплат за вредные условия труда составляет 4%. Также в Трудовом кодексе устанавливается, что в таких случаях должны вводиться дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и так далее. РЖД пока на это не идет, но мы уже удовлетворены тем, что компания в этом вопросе начала идти нам на встречу.

Как осуществлялось взаимодействие МПЖ с государственными органами по вопросу надбавок за вредность?

Мы обращались в Минздравсоцразвития, конкретно — в Роструд с просьбой разобраться в ситуации вокруг надбавок и помочь нам в этом вопросе. В результате Роструд поддержал нашу позицию. В частности, было дано заключение о том, что необходимо производить доплаты, и выданы соответствующие предписания руководителям линейных предприятий ОАО «РЖД». Это, правда, не явилось окончательным фактором, так как РЖД все равно сопротивлялось. С ноября прошлого года прошло несколько встреч с руководством РЖД и чиновниками из Роструда, шли активные переговоры по этому поводу. В результате, появилось распоряжение о введении доплат.

Вы обращались в «Роспрофжел» по вопросу о надбавках? Как-то пытались с ними сотрудничать в этом вопросе?

Мы предлагали «Роспрофжелу», который у нас в РЖД подписывает коллективные договора от имени работников, включиться в данную работу и внести соответствующие изменения в колдоговор. Но они не шли на встречу в этом вопросе. В одном из писем в Межрегиональный профсоюз железнодорожников зампредседателя «Роспрофжела» написал, что «до выхода разрабатываемых Министерством здравоохранения и социального развития нормативных документов считаем проведение коллективных переговоров для внесения соответствующих изменений в коллективный договора ОАО «РЖД» на 2011—2013 годы не целесообразным». Вот такой был ответ.

То есть можно сказать, что введение надбавок — это победа Межрегионального профсоюза железнодорожников?

Конечно, мы полагаем, что это наша заслуга, именно нам удалось добиться введения таких выплат. К сожалению, это было сделано только сейчас, но не все сразу делается. Мы считаем, что это мартовское распоряжение руководства РЖД достаточно серьезная наша победа. Даже сотрудники аппарата ОАО «РЖД» говорят, конечно, только в личных разговорах, что данное распоряжение — это заслуга конкретно нашего профсоюза.

Какие ещё вопросы и проблемы вы поднимаете перед руководством РЖД?

Мы постоянно взаимодействуем с ОАО «РЖД» по социально-трудовым вопросам. Самый главный, самый волнующий нас вопрос — это режим труда и отдыха, в первую очередь, работников локомотивных бригад. Имеют место постоянные сверхурочные работы, а время отдыха часто произвольно сокращается. Мы считаем эти вопросы приоритетными для нашего профсоюза, потому что отдых работников локомотивных бригад — это залог безопасности движения поездов, безопасности пассажиров, доставки и сохранности перевозимых грузов. При этом, имеющие место сверхурочные работы не оплачиваются в установленном законодательством размере. В этих направлениях мы стараемся активно работать с РЖД. Но, к сожалению, руководство идет навстречу лишь по локальным вопросам. То есть, если где-то на каких-то предприятиях существуют неоплачиваемые сверхурочные работы, то они реагируют на наши обращения, но чаще всего формально. И даже если есть какая-то реакция, то продолжается она недолго — проходит некоторое время, и все повторяется.

Помогает ли «Роспрофжел» в решении этих проблем?

Нет, «Роспрофжел» и здесь нам никакой поддержки не оказывает. Сами же они ничего не делают, чтобы улучшить положение в этих вопросах.

В настоящее время МПЖ продолжает ощущать на себе давление со стороны руководства РЖД?

После знаменитой забастовки 2008 года, администрация РЖД прикладывала реальные усилия для искоренения нашего профсоюза из компании. В феврале я получил письмо от администрации Дальневосточного узла тяги эксплуатационно-локомотивного депо Комсомольска-на-Амуре. В этом письме лежат несколько заявлений о выходе из МПЖ, датированных одним числом — 25 января 2012 года. Подчеркну, что эти заявления были направлены в адрес МПЖ руководством депо. Это одно из недавних свидетельств того, что администрация РЖД предпринимает активные попытки по ликвидации нашего профсоюза. Но, несмотря на это, работаем.

Какие ближайшие задачи ставит перед собой профсоюз?

Прежде всего, мы ставим перед собой задачи укрепления профсоюзной структуры, увеличения мотивации профсоюзного членства, создания новых организаций. Ну и, конечно, мы будем добиваться возвращения общероссийского статуса. Хотя все это очень сложно в условиях давления со стороны руководства РЖД.

Вопрос мотивации профсоюзного членства является очень острым в условиях давления на свободные профсоюзы. Как Вы собираетесь мотивировать работников вступать в профсоюз?

Это действительно очень серьезная проблема. Сами работники часто не готовы заниматься активной профсоюзной деятельностью, которую ведет МПЖ. Работники, к сожалению, не всегда понимают, благодаря кому происходят те или иные улучшения. Не всегда понимают, например, каких усилий нашему профсоюзу стоило добиться выплат за работу во вредных условиях. Очень сложно смотивировать работника на вступление в свободный профсоюз в ситуации, когда все работают против нас — и работодатель, и государство, и даже зачастую наши товарищи из отраслевых профсоюзов, входящих в систему ФНПР. Проблем здесь масса, и мы ставим перед собою задачу выработать понимание, как привлекать работников в профсоюз, используя в том числе и собственный 20-летний опыт, опыт близких нам российских и международных профсоюзов.

Как Вы оцениваете деятельность объединений профсоюзов Конфедерации труда России и Союза профсоюзов России, в состав которых входит МПЖ?

Прежде всего, Конфедерация труда России ведет очень важную работу, являясь членом трехсторонней комиссии и взаимодействуя с государственными органами на общенациональном уровне. Кроме того, КТР имеет достаточно хорошие связи с зарубежными профсоюзами и объединениями, входит в Международную конфедерацию профсоюзов. Союз профсоюзов России также имеет неплохие связи с государственными органами и с работодателями. Таким образом, наш профсоюз использует все возможные рычаги для решения своих целей и задач. Мы стараемся работать со всеми сторонами социального партнерства. Например, в апреле наш профсоюз принял участие в «Пассажирском форуме – 2012», в котором участвовали представители госорганов, профсоюзов и работодателей транспортной отрасли.

В каких ближайших публичных мероприятиях будет участвовать МПЖ?

Во-первых, мы будем участвовать в первомайском митинге Конфедерации труда России, который пройдет в Москве на площади Краснопресненской заставы. Там будут озвучены важные для профсоюзов лозунги, проблемы, требования к государству и работодателям. Мы считаем, что положение профсоюзов в нашей стране является очень сложным и требует реакции и заявления своей позиции со стороны профсоюзов.

Также МПЖ будет принимать активное участие в памятных мероприятиях в связи с 50-летием расстрела рабочей демонстрации в Новочеркасске. Отметим, что события, произошедшие 1-2 июня 1962 года в Новочеркасске и закончившиеся варварским расстрелом, изначально стали развиваться на Новочеркасском локомотивном заводе. То есть, в том числе и поэтому те события важны для нас, так как связаны с железнодорожным транспортом.

Эта трагедия напрямую относится и к нашему профсоюзу. Поэтому мы приняли решение принять участие в памятных мероприятиях, которые будут проводиться по инициативе Конфедерации труда России в Москве, а также организованы Союзом профсоюзов России в Новочеркасске. Мы, российские профсоюзы, должны помнить, что произошло, и дать оценку тем событиям, почему это произошло и что нужно сделать, чтобы этого не повторилось в будущем.

Источник: «Профсоюзы сегодня»

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте