Введите поисковый запрос!
10/05/24
Профсоюз усилил свои аргументы через массовый опрос работников «скорой»
Профсоюз усилил свои аргументы через массовый опрос работников «скорой»
Сотрудники почти тысячи подстанций скорой помощи из 74 регионов России приняли участие в открытом опросе профсоюза «Действие» о своих реальных зарплатах и рабочей нагрузке.
Итоги опроса, которые в реальном времени загружались в сети Интернет, показали удручающее состояние экстренной службы в малых городах и сельской местности: низкие зарплаты, дефицит кадров (большая часть бригад укомплектована 1 медиком вместо 2), неприемлемый уровень переработок (коэффициент совместительства – более 1,5), почти полное отсутствие врачебных бригад.

Достучаться до Правительства

Профсоюз запустил опрос 13 апреля - после того, как стала известна реакция правительства на десятки видеообращений трудовых коллективов СМП о необходимости устранить дискриминацию и повысить специальные соцвыплаты «скорой» в малых городах и сельской местности. Вместо внесения поправок в постановление № 343 правительство в лице вице-премьера Татьяны Голиковой разослало в регионы письмо (№ ТГ-П12-9748), в котором губернатором поручалось:

- провести анализ заработной платы по каждому  медработнику станции (отделений) скорой медицинской помощи
- при проведении анализа учесть время работы и количество выполняемых работником вызовов.
- по результатам анализа принять «соответствующие меры» и провести встречи с коллективами станций (отделений) скорой медицинской помощи.

Позже работникам скорой помощи, отправлявшим многочисленные обращения в адрес руководства страны, стали веером приходить однотипные ответы, в которых обратившихся «успокаивали» тем, что Минздрав, Минтруд и Росздравнадзор проводят оценку нагрузки на медработников СМП, времени работы, выполнения трудовых функций, мер поощрения труда.

Такая реакция федеральных ведомств вызвала возмущение в профессиональной среде: специализированные форумы и чаты заполонили резкие критические высказывания сотрудников «скорой», в соцсетях продолжилась публикация новых видеообращений трудовых коллективов СМП, появились известия о первых увольнениях в знак протеста. Обещание проверок вместо повышения соцвыплат до уровня первичного звена и районных больниц было расценено многими как неуклюжая попытка федеральных ведомств переложить ответственность за ситуацию в службах скорой помощи на региональные власти.

Полемика профсоюза с Минздравом

С критикой принимаемых Минздравом мер выступил Межрегиональный профсоюз работников здравоохранения «Действие». По мнению лидера профсоюза Андрея Коновала, знакомство с формой сбора информации, которая во исполнение поручения федерального Минздрава, была направлена в медицинские учреждения, такова, что полученные по этой форме данные не дадут объективной картины ситуации в малых городах и сельской местности, зато могут быть легко использованы для шельмования работников «скорой», осмелившихся требовать специальные выплаты наравне с коллегами из амбулаторного звена и стационаров.

Руководитель «Действия» обратил внимание, что для оценки рабочей нагрузки на бригады СМП собираются данные по количеству вызовов, но при этом отсутствует запрос о радиусе территории обслуживания, а также о расстоянии до стационаров, куда районная «скорая» везет сложные случаи.

«Как известно, в результате, проводившейся в стране десять лет «оптимизации» ряд видов медицинской помощи в районных больницах сворачивался. Оказать помощь многим пациентам можно лишь в больницах второго и третьего уровня, расположенных в более крупных городах или вообще в административных центрах региона, расстояния до которых могут составлять и 70, и 100, и 200 км, а в регионах с особо низкой плотностью населения и более 300 км. При такой маршрутизации время, необходимое на одну поездку может составлять три-шесть часов и больше. Кроме того, администрация районных больниц часто навешивает на отделения СМП непрофильные функции — перевозки из стационара в стационар, доставку на работу специалистов, дежурящих на дому, функции травмпункта, кабинета неотложной помощи, освидетельствование алкогольного и наркотического опьянения, фиксацию побоев в рамках действий МВД и др. Эта работа в число выездов не включается и в отчеты не попадет», - отметил Андрей Коновал.

В анкете Минздрава фигурировал также запрос количества занимаемых ставок. При этом не запрашивалось количество обслуживаемого населения, в сравнении с которым можно рассчитать по нормативам примерную потребность в количестве бригад. Из полученных по этой форме сведений невозможно будет понять, какая часть вызовов была обслужена бригадами с полным составом работников, а какая фельдшером-одиночкой (то есть с увеличенной нагрузкой и с нарушением порядка оказания медицинской помощи).

«По данным из анкеты Минздрава можно будет высчитать коэффициент сверхнормативной работы (переработки в виде совместительства и сверхурочных), а также размер зарплаты на 1 ставку. Но вряд ли эти расчеты будут доведены до общественности. Зато будут озвучивать среднюю зарплату со всеми переработками», - выразил свое мнение Андрей Коновал.

В этих условиях профсоюз «Действие» запустил собственный сбор данных по реальной нагрузке на службу скорой помощи в малых городах и сельской местности. За две недели поступило более 1100 анкет, сведения которых автоматически выкладывались в таблицу с открытым доступом . Часть анкет поступила и от сотрудников служб скорой помощи крупных городов (с населением более 100 тыс. жителей), но основную массу составили респонденты из населенных пунктов численностью жителей до 50 тыс. человек и от 50 тыс. до 100 тыс. человек.

Результаты опроса наглядно подтверждают плачевную ситуацию в службах скорой помощи с комплектованием и количеством бригад, уровнем зарплат и трудовой нагрузки.

Что показали анкеты?

Анализ анкет, составленных сотрудниками скорой помощи из населенных пунктов с численностью жителей до 50 тыс. человек, показал следующие результаты.

Коэффициент совместительства, отражающий уровень переработки сверх нормы рабочего времени, составил 1,58 (631 анкета с корректными ответами по данному пункту опроса). То есть в среднем медработники выездных бригад СМП вынуждены трудиться в полтора с лишним раза больше, чем предусмотрено нормами рабочего времени.

Среднее количество медработников в одной общепрофильной бригаде составило 1,41 (785 корректных ответов) – вместо нормативных 2-х. Это означает, что более половины бригад в небольших городах (до 50 тыс. жителей) и сельской местности могут называться бригадами только на бумаге, а по факту на вызов к пациенту приезжает фельдшер в одном лице.

Сопоставляя уровень переработок по времени с низким показателем укомплектованности бригад, можно смело говорить, что уровень сверхнагрузки на сотрудников выездных бригад в малочисленных населенных пунктах можно оценить как двойной.

Лишь в 174 случаях из 732 анкет на вопрос о наличии врачебных общепрофильных бригад был получен утвердительный ответ. Это менее 23%. (На самом деле, это показатель, скорее всего, еще существенно завышен, поскольку, как показывает анализ, именно этот вопрос наиболее часто неправильно воспринимался респондентами, многие из них воспринимали его как вопрос об общем количестве бригад).

Количество вызовов – самый «плавающий» показатель, основной диапазон которого составил от 6 до 20 вызовов на 1 бригаду (при сезонных обострениях достигая кое-где 30 и даже 40 вызовов). При этом радиус обслуживаемой территории редко равен менее 40 км, превышая часто и 80 км. Что касается дальности госпитализаций сложных и профильных случаев, то обычным является расстояние от 120 км и более в одну сторону (достигая 200 и даже 300 км).

Например, респонденты двух подстанций в Кировской области указали в связи с этим, что время одной доставки на госпитализацию в профильное стационарное отделение с возвращением в район может достигать 12 и даже 15 часов. Поэтому, можно сделать вывод, что запрашиваемые Минздравом для анализа данные по количеству вызовов, никак не помогут дать объективную оценку реального объема работы отделений СМП в малых городах и сельской местности.

Показательным являются итоги опроса об уровне заработной платы сотрудников скорой помощи. Свои данные о размере окладов и зарплатах за март 2024 года в перерасчете на 1 ставку (норму рабочего времени) прислали почти исключительно фельдшеры, которые составляют основной костяк службы СМП в стране и относятся к среднему медперсоналу.

Для более корректной оценки ситуации с зарплатами группа анкет респондентов из населенных пунктов с населением до 50 тыс. жителей была поделена на 2 части:

1) 54 региона, в которых в соответствии с федеральными нормами имеются «географические» надбавки и коэффициенты (за работу в особых климатических условиях), составляющие 20 и более процентов к окладу (эта большая часть регионов Сибири и Дальнего Востока, некоторые регионы европейской части страны);

2) 22 региона без «географических» надбавок и коэффициентов и регионы, в которых они в большей части районов не превышают 15% к окладу (большая часть европейских регионов, Урал, несколько регионов Сибири – например, Алтайский край).

В регионах группы № 1 средняя зарплата на 1 ставку по итогам опроса (584 анкеты) составила 28 736 руб. За вычетом 13% подоходного налога (НДФЛ) это дает сумму всего 25 тыс. руб. на руки. Со специальной социальной выплатой в 7000 руб., это дает доход в 32 тыс. руб. Если исключить отсюда анкеты сотрудников подстанций из Московской и Ленинградской области, где зарплата существенно выше средней по скорой, цифры получатся еще меньше.

Для сравнения: среднемесячный трудовой доход наемных работников, к которому привязаны показатели майских указов для среднего медперсонала, по итогам 2023 года в среднем по стране составил 57 210 руб., то есть почти ровно в 2 (!) раза выше. Это показывает цену отчетам чиновников и Минздрава о высоких средних зарплатах скорой помощи.

В регионах группы № 2 (199 анкет) средняя зарплата по итогам опроса составила 40 560 руб., что в условиях более высокой стоимости жизни и средних зарплат, характерных для этих регионов, также выглядит не особенно впечатляющим и существенно не дотягивает до средних показателей по стране.

Некоторые итоги и выводы

В этих, более крупных населенных пунктах, уровень переработки по времени сотрудников выездных бригад оказался по итогам опроса несколько ниже - коэффициент совместительства 1,44 (71 анкета), а среднее количество медработников на бригаду немного выше - 1,52 (91 анкета).
Однако в целом ситуация близка той, что сложилась в малых городах и сельской местности.

 Здесь больше вызовов на 1 бригаду – в диапазоне от 10 до 30 (в зависимости от сезонности), но зато радиус обслуживаемой территории меньше. Впрочем, и здесь маршрутизация сложных случаев нередко достигает свыше 100 и свыше 200 км.

Уровень средней зарплаты сотрудников выездных бригад скорой помощи в городах от 50 до 100 населения, согласно данным опроса, составил в марте 2024 г. на 1 ставку:

- по группе №1 - 34 130 руб.,
- по группе №2 – 42 281 руб.

Относительно высокий показатель группы №2, которую преимущественно составляют регионы Сибири и Дальнего Востока, сильно не дотягивает до среднего трудового дохода всех наемных работников в Сибирском и Дальневосточном федеральным округах по итогам 2023 года – 64 744 руб.

По показателю обеспеченности врачебными общепрофильными бригадами ситуация в городах с населением от 50 до 100 тыс. жителей также далека от идеальной. Лишь менее чем в половине анкет (41 из 90) упомянуто наличие врачебных бригад. При этом даже там, где врачи есть, нередко их количество не обеспечивает круглосуточное дежурство даже одной врачебной бригады независимо от количества обслуживаемого населения (например, ситуация 1 врач на подстанцию дает дежурство 1 врачебной бригады лишь в режиме сутки через трое). Что касается специализированных бригад (реанимационных, психиатрических, педиатрических, акушерских), то они практически отсутствуют.

Результаты проведенного профсоюзом «Действие» опроса подтверждают глубокие проблемы службы скорой помощи в малых городах и населенной местности. Эта ситуация безусловно должна приниматься во внимание правительством РФ при рассмотрении вопроса о необходимости повышения специальных социальных выплат медработникам СМП наравне с другими получателями выплат. Главным обоснованием повышения спецвыплат медработникам первичного звена и стационаров районных больниц в населенных пунктах с населением до 50 тыс. и от 50 до 100 тыс. человек была объявлена необходимость решения проблемы кадрового дефицита на таких территориях. Настоящий опрос показал, что скорая помощь в этом смысле не является исключением и нуждается в аналогичных мерах поддержки.


Новости LabourStart
Все новости на сайте www.labourstart.org
Ссылки: профсоюзы и сфера труда