Введите поисковый запрос!
03/04/24
РТК уточнила правила допуска организаций к деятельности по проведению СОУТ
РТК уточнила правила допуска организаций к деятельности по проведению СОУТ
22 марта 2024 года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Стороны обсудили законопроект, предлагающий внесение изменений в ТК РФ в целях исключения возможности заключения срочных трудовых договоров с руководителями структурных подразделений организаций.

Также члены РТК рассмотрели проекты постановлений правительства по отдельным вопросам. В их числе: утверждение порядка работы межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости; утверждение порядка выполнения работодателями квоты для приёма на работу инвалидов; уточнение правил допуска организаций к деятельности по проведению спецоценки и порядка аттестации на право выполнения работ по спецоценке в целях приведения их в соответствие с ранее внесёнными изменениями в Закон о специальной оценке труда и другие.

Кроме того, была заслушана информация о работе трёхсторонних комиссий Оренбургской области и Забайкальского края.

За пределами основной повестки «в разном» члены РТК обсудили вопрос о технических сбоях в работе Единой справочно-информационной системы по охране труда, произошедшего в конце 2023 года, и последствиях этого сбоя.

Далее подробнее о рассмотренных вопросах.


1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на унификацию терминов, касающихся должности руководителя организации, в целях исключения возможности заключения срочных трудовых договоров с руководителями структурных подразделений организаций.

Необходимость изменений вызвана принятием постановления Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2023 г. № 59-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.А. Сельковой».

В данном постановлении Конституционный Суд РФ признал абзац восьмой части второй статьи 59 Трудового кодекса РФ не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он допускает различный подход к решению вопроса о возможности заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, а также о правомерности увольнения такого работника в связи с истечением срока трудового договора.

Федеральному законодателю предписано внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, чтобы устранить неопределённость нормативного содержания абзаца восьмого части второй статьи 59 Трудового кодекса РФ.

Также Конституционный Суд РФ указал, что впредь до внесения изменений, вытекающих из принятого постановления, не допускается заключение срочного трудового договора по основанию, предусмотренному абзацем восьмым части второй статьи 59 Трудового кодекса РФ, с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации. При этом срочные трудовые договоры с такими работниками, срок действия которых истекает в период с момента вступления в силу принятого постановления до внесения изменений в правовое регулирование, считаются заключёнными на неопределённый срок, если не было иных оснований для заключения срочного договора.

В целях реализации принятого постановления законопроектом предлагается унифицировать использование понятия «руководитель организации» в тексте ТК РФ. Для этого предлагается заменить термин «руководитель» на термин «руководитель организации» в тех статьях, где он встречается, в том числе в части второй статьи 59 ТК РФ, где сейчас прописаны случаи возможного заключения срочного трудового договора. 

Такое уточнение необходимо, чтобы на практике не возникало сомнений в том, что понятие «руководитель организации» соответствует соответствующему определению, содержащемуся в статье 273 ТК РФ.

Помимо статьи 59 ТК РФ аналогичное выделение термина «руководитель организации» предлагается в статье 73 (Перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением) и статье 81 (Расторжение трудового договора по инициативе работодателя).

При предварительном обсуждении законопроекта на одной из рабочих групп РТК сторона работодателей отмечала, что предлагаемое регулирование исключает возможность для заключения срочных трудовых договоров с руководителями филиалов, представительств. На что представителем разработчика, то есть Минтруда России, было отмечено, что действующая редакция статьи 59 ТК РФ также такую возможность исключает, поскольку в соответствии с гражданским законодательством руководители филиалов и представительств не являются руководителями организаций.
Члены РТК по итогам обсуждения согласились в основном с проектом федерального закона. 

Одновременно была отмечена позиция стороны работодателей о необходимости проработки вопроса регулирования труда руководителей филиалов, представительств, в том числе в части возможности заключения срочных трудовых договоров.

2. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные положения некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам применения законодательства о занятости населения»

Проект постановления предполагает изменения в Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан, требований к подбору подходящей работы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. № 1909, а также в Особенности применения законодательства о занятости населения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2022 г. № 2371.

В данных актах предлагается заменить ссылку на порядок исчисления среднего заработка, утверждаемому Правительством РФ, на порядок по данному вопросу, утверждаемому Минтрудом России.

Предлагаемые изменения обусловлены передачей полномочий по утверждению соответствующего порядка от Правительства РФ к Минтруду России в связи с принятием Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».

Члены РТК согласились с проектом постановления.

3. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О межведомственных комиссиях субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости»

Проектом постановления предлагается утвердить Порядок создания и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости (далее – Порядок).

Также высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов) субъектов РФ рекомендуется в 3-месячный срок со дня вступления в силу данного постановления образовать межведомственную комиссию по противодействию нелегальной занятости (далее – межведомственная комиссия). Роструду поручается осуществлять мониторинг и анализ результатов работы межведомственных комиссий.

В соответствии с Порядком межведомственная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъекта РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также профессиональных союзов, их объединений и работодателей, их объединений.

Порядок определяет организационные основы деятельности, а также цель, задачи и права межведомственных комиссий.

Проект постановления разработан во исполнение пункта 3 части 2 статьи 66 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», которым предусмотрено полномочие Правительства РФ по определению порядка создания и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости.

При обсуждении проекта постановления к нему возникли вопросы как со стороны профсоюзов, так и со стороны работодателей, касающиеся полномочий межведомственных комиссий. Со стороны профсоюзов, в частности, высказывались сомнения в достаточности изложенных в проекте полномочий для выполнения ими своих функций.

По итогам обсуждения члены РТК согласились в основном с проектом постановления.

Одновременно Минтруду России предложено проработать поступившие замечания.

4. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2332»

Проектом постановления предлагаются изменения в Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), их регистрации в реестре соответствующих организаций, приостановления и прекращения деятельности по проведению СОУТ (далее – Правила), утверждённые постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2021 г. № 2332.

Проектом постановления предлагаются привести Правила в соответствие с ранее внесёнными в Закон о СОУТ изменениями. 

В частности, изменениями предусмотрен отказ от сертификата эксперта на право выполнения работ по отдельной форме, вместо которого предусмотрено использование выписки из реестра экспертов. 

Кроме того, в связи с развитием системы электронного взаимодействия предлагается исключить нормы о взаимодействии по почте в целях подачи заявления о регистрации в реестре организаций, проводящих СОУТ, и внесения в него изменений. Остаются только нормы о взаимодействии с Минтрудом России в электронном виде посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».  Также предусмотрено уточнение сроков рассмотрения заявлений.

Члены согласились с проектом постановления.

5. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2333»

Изменения предлагаются в постановление Правительства РФ от 16 декабря 2021 года № 2333 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования» (далее – постановление № 2333, Порядок).

Аналогично предыдущему вопросу проектом постановления предлагаются привести Порядок в соответствие с ранее внесёнными в Закон о СОУТ изменениями.

Из данного постановления и Порядка предлагается исключить нормы, определяющие порядок выдачи по отдельной форме сертификата эксперта на право выполнения СОУТ и его аннулирования.

Соответственно, проектом постановления и Порядком после уточнения будут регулироваться вопросы аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и аннулирования такой аттестации. 

Кроме того, проектом постановления в связи с развитием электронного взаимодействия предполагается исключить нормы о направлении по почте заявления для прохождения аттестации и дальнейшего взаимодействия с заявителем. Остаются нормы, обеспечивающие только один способ взаимодействия -  в электронном виде посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Также предполагаются сокращение сроков оказания государственной услуги по аттестации при внесении изменений сведений в реестре экспертов организаций, а также информирование заявителя об отказе в аттестации.

Члены РТК согласились с проектом постановления.

6. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выполнения работодателями квоты для приёма на работу инвалидов»

Проектом постановления предлагается утвердить Порядок выполнения работодателем квоты для приёма на работу инвалидов; Порядок заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов, а также форму такого соглашения.

Порядком выполнения работодателем квоты предлагается введение дифференцированного подхода к выполнению работодателем квоты. Так, при трудоустройстве одного инвалида I группы исполнение квоты считается кратным трём рабочим местам, при трудоустройстве инвалида II группы – кратным двум рабочим местам, при трудоустройстве инвалида III группы – кратным одному рабочему месту. Также устанавливается перечень случаев, когда работодатель может быть освобождён от выполнения квоты.

Порядок заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов определяет правила заключения соответствующего соглашения, когда работодатель не может создать у себя рабочие места для приёма на работу инвалидов. 

В этом случае он заключает соглашение с иной организацией (другим работодателем) и в рамках этого соглашения возмещать ему расходы на заработную плату инвалидов, трудоустроенных в счёт квоты, затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также компенсировать иные затраты, предусмотренные Соглашением. Такой механизм выполнения квоты предусмотрен новой редакцией закона о занятости. 

Члены РТК согласились в основном с проектом постановления.

За пределами основной повестки в «разном» члены РТК обсудили вопрос о технических сбоях в работе Единой справочно-информационной системы по охране труда (ЕИСОТ) и мерах по обеспечению выполнения обязательных требований, связанных со специальной оценкой условий труда и обучением по охране труда.

ЕИСОТ объединяет в себе сведения о проведённых работодателями специальных оценок условий труда и их результатах, а также об обучении по охране труда.

Технический сбой на платформе ЕИСОТ произошёл в конце 2023 года в связи с проведением технических работ. В результате часть данных оказалась недоступна, а часть сведений отражается некорректно.

По итогам обсуждения Минтруду России предложено до 15 апреля 2024 года провести дополнительные консультации на своей площадке по выработке решений о правомочности применения результатов СОУТ и информации о лицах, прошедших проверку знаний требований охраны труда в условиях отсутствия или некорректности отражения данных в ЕИСОТ.

Также Минтруду России и Роструду предложено совместно с социальными партнёрами разработать механизм учёта сложившейся ситуации, связанной со сбоями в работе ЕИСОТ:
- при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
- при установлении правомочности на осуществление деятельности организаций и экспертов, проводящих СОУТ и организаций, осуществляющих деятельность по обучению работников вопросам охраны труда.

После чего Минтруду России предложено доложить о проведённых консультациях на заседании Российской трёхсторонней комиссии в апреле 2024 года.


29/04/13
26 апреля в Доме Правительства Российской Федерации прошло очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в ходе которого обсуждались вопросы...
18/06/20
29 мая состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В связи с эпидемиологической ситуацией заседание прошло в заочном режиме.
25/05/23
28 апреля текущего года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Новости LabourStart
Все новости на сайте www.labourstart.org
Ссылки: профсоюзы и сфера труда