14.05.19
Резолюция о политике в сфере оплаты труда

ПРОЕКТ

РЕЗОЛЮЦИЯ 
Х съезда Конфедерации труда России

Москва, 18 мая 2019 года


О политике в сфере оплаты труда
«Экономика дешевого труда — тормоз развития страны»


Россия, как и другие страны постсоветского пространства, отличается недооценкой труда большинства работников и серьезными диспропорциями в размерах заработной платы различных групп работников, которые не имеют под собой объективных причин.

Низкий уровень оплаты труда негативно отражается на развитии страны. Так, ограниченная покупательная способность населения означает узкий внутренний рынок и чрезмерную зависимость экономики от возможностей экспорта, который в сложившейся системе является преимущественно сырьевым. Кроме того, экономика дешевого труда делает невыгодной технологическую модернизацию производства — при низких зарплатах капиталоемкие и трудосберегающие инновации не окупаются в разумные сроки.

В связи с чем, рост заработных плат (естественно, сопровождаемый иными институциональными мерами) мог бы стать источником стабильного потребительского спроса, серьезным драйвером экономического роста и диверсификации отечественной экономики.

Стандартные объяснения низких зарплат отставанием производительности труда от более развитых стран не выдерживают критики. Во-первых, разрывы в оплате труда работников заметно превышают различия в уровнях производительности их труда. Во-вторых, производительность труда зависит в первую очередь от организации производства и управления им, технологического развития, уровня квалификации работников и лишь в последнюю очередь — от усилий последних. Между тем, уровень доходов собственников и топ-менеджеров, в сфере ответственности которых находятся указанные факторы, не ниже, а во многих случаях и выше, чем у их коллег в Западной Европе и в Северной Америке.

Особое внимание X Съезд Конфедерации труда России обращает на следующие проблемы:

1. Заниженный минимальный размер оплаты труда. Широко разрекламированное доведение, начиная с мая 2018 года, уровня МРОТ до прожиточного минимума не решает проблемы в связи с неадекватными методами его определения. Так, размер прожиточного минимума понимается в сущности как уровень физического выживания и не учитывает современных потребностей, особенно долгосрочного характера, а также наличие иждивенцев. Кроме того, приведение МРОТ к прожиточному минимуму производится с полугодовым отставанием.
2. Неприемлемой является ситуация, когда МРОТ не рассматривается как базовая и гарантированная часть оплаты труда (ставка или оклад), поэтому работник вынужден доказывать в суде, что он не включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты.
3. Неоправданно большой разрыв в уровнях заработной платы, не основанный на объективных различиях в количестве и качестве труда, сложности выполняемой работы и квалификации работников.
4. Существенное превышение переменной части заработной платы постоянной, что дает работодателю возможность манипулирования стимулирующими выплатами в качестве средства давления на работника, а также «гибкого реагирования» на изменения конъюнктуры за счет работников.
5. Отсутствие законодательно прописанной процедуры индексации заработной платы.
6. В бюджетном секторе задания «майских указов» не были обеспечены адекватным финансированием. Результатом стало «рисование» отчетных данных с использованием массированных статистически манипуляций, а главное — резкое возрастание трудовой нагрузки на фоне «оптимизации» численности (то есть жестких сокращений) и перевода части работников на должности, на которые не распространяется действие «майских указов».
7. Наличие препятствий для эффективной деятельности профсоюзов, включая реализацию ими права на коллективные переговоры об условиях оплаты труда.

Право на коллективные переговоры ни законодательно, ни на практике не обеспечено эффективным механизмом разрешения коллективных трудовых споров, а также правом на использование забастовок как средства давления на работодателя.

Х съезд Конфедерации труда России считает необходимым и требует от Правительства и Федерального собрания Российской Федерации:

1. Пересмотреть методики формирования прожиточного минимума как основы установления минимального размера оплаты труда, предполагающим как минимум двукратное повышение его размеров.
2. Принять дополнения и изменения в статью 133 Трудового кодекса, согласно которым при определении МРОТ не должны учитываться выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
3. Обеспечить в организациях государственного сектора и в коммерческих организациях с государственным участием прозрачность размеров заработной платы.
4. Ввести законодательно минимальную долю постоянной части оплаты труда в размере 80% заработной платы.
5. Внести изменения и дополнения в статью 134 Трудового кодекса Российской Федерации, установив обязанность ежегодной индексации заработной платы не менее, чем на уровень инфляции.
6. Установить, что для сравнения с региональным уровнем оплаты труда должен использоваться оклад работников бюджетных отраслей на одну ставку. 
7. Гарантировать законодательно и на практике право на коллективные переговоры об условиях оплаты труда, обеспечив его быстрым и эффективным механизмом разрешения коллективного трудового спора, а также правом на забастовку. 

Х съезд Конфедерации труда России призывает свои членские организации ориентироваться на указанные принципы в своей работе по заключению коллективных договоров и соглашений, при проведении профсоюзных кампаний.

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте