15.06.22
РТК рассмотрела сценарии социально-экономического развития

rtk.jpg27 мая текущего года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

В ходе заседания членами РТК были рассмотрены сценарные условия и параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023-2025 годы, а также был одобрен проект постановления Правительства РФ, предполагающий увеличение на 10 % величины прожиточного минимума  и величины прожиточного минимума, а также размера пенсии неработающих пенсионеров.

Кроме того, стороны  рассмотрели проекты нормативных актов, касающиеся таких вопросов как: изменение порядка установления требований к условиям и порядку оказания мер социальной поддержки, а также расширение категорий граждан, на трудоустройство которых предоставляется субсидия из Фонда социального страхования в целях стимулирования занятости.
В заключение  стороны заслушали информацию по вопросу подготовки и проведения детской летней оздоровительной кампании в 2022 году.

Далее подробнее о рассмотренных вопросах.

1. Сценарные условия, основные социальные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов

Основные параметры сценарных условий и параметры социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – сценарные условия) подготовлены Минэкономразвития России в двух вариантах – базовом и консервативном. 

По сравнению с базовым консервативный вариант предполагает больший спад ВВП в 2022 г. (- 8,8%) и большее снижение цен на товары российского экспорта. В этом случае предполагается большее ослабление рубля к доллару, большее снижение ВВП в 2023 году и меньшие темпы восстановления экономики в 2024-2025 гг., а также больший уровень инфляции.

В сценарных условиях отражены ожидания по росту фонда оплаты труда (в 2022 году на 8,5%, в 2023 году на 11,1%, в 2024 году на 8,6%, в 2025 году на 8,3%); среднемесячной заработной плате (в 2022 году на 12,1 %, в 2023 году на 9,9 %, в 2024 году на 7,7 %, в 2025 году на 6,5 %). 

При этом предполагается сокращение реальной зарплаты на 3,8% в 2022 году с последующим  ростом на 0,8 % в 2023 г., на 2,9 % в 2024 году, на 2,3 % в 2025 году). Аналогичный проноз в отношении реальных располагаемых доходов: сокращение на 6,8 % в 2022 году; рост на 1,3 % в 2023 г., на 4,3% в 2024 г., на 3% в 2025 г.

Уровень безработицы прогнозируется в 2022 году – 6,7%, в 2023 году – 6,6%, в 2024 – 5,4%, в 2025 – 4,5%.
В части инфляции ожидается её рост по итогам 2022 года в размере 17,5%; в последующие годы: в 2023 году на 6,1 %; в 2024-2025 г. на 4 %.

По итогам 2022 года прогноз по снижению ВВП составляет 7,8 % в основном за счёт снижения внутреннего спроса – потребительского и инвестиционного.

Информация о сценарных условиях была принята к сведению членами РТК.

2. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и признании утратившим силу Федерального закона «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»

Законопроектом предлагается требования к условиям и порядку оказания мер социальной поддержки установить по аналогии с основными требованиями, в соответствии с которыми сейчас осуществляются денежные выплаты на ребёнка в возрасте от 3-х до 7-ми лет.

Для этого Правительство РФ наделяется полномочием установить порядок определения состава семьи и перечня видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина), а также порядок их учёта, для государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

Также законопроектом вводится возможность подачи заявления о назначении государственной социальной помощи в электронном виде посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.

Одновременно, признаётся утратившим силу Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» в связи с тем, что данные вопросы будут урегулированы постановлением Правительства РФ, которое предстоит разработать.

Члены РТК согласились в основном проектом федерального закона. 

Кроме того, Минтруду России предложено направить в секретариат РТК для рассмотрения проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) в целях принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения такой помощи, и основных требований к порядку и условиям оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта».

3. Проект постановления Правительства «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, а также утверждении коэффициента дополнительного увеличения (индексации) стоимости одного пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты к отдельным видам пенсий и размера социальной доплаты к пенсии»

Проектом постановления предлагается увеличить с 1 июня 2022 года на 10 процентов величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, а также величину прожиточного минимума. Также проектом постановление предлагается увеличить размер пенсии неработающих пенсионеров также на 10 %.

Таким образом, минимальный размер оплаты труда составит 15279 рублей (т.е. с ростом на 10 %), а величина прожиточного минимума (на душу населения) в целом по России - 13919 рублей (с учётом увеличения на 10 %), 15172 рубля (для трудоспособного населения), 11970 рублей (для пенсионеров) и 13501 рубль (для детей).

Проектом постановления аналогичным образом предусмотрено увеличение с 1 июня 2022 года на 10 % органами государственной власти субъектов Российской Федерации величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации, установленной на 2022 год.
Члены РТК поддержали проект постановления. 

При этом сторона профсоюзов отмечает при этом необходимость решения следующих вопросов: определение порядка индексации заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений; обеспечение права работников во внебюджетном секторе экономики на индексацию заработной платы; обеспечение индексации пенсий работающих пенсионеров; изменение методики расчёта прожиточного мнения и минимального размера оплаты труда.

4. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2022 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан»

Проектом постановления предлагается внести изменения в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации (ФСС) в 2022 году из бюджета данного ФСС юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан (далее – Правила), утверждённые постановлением Правительства РФ от 13 марта 2021 года № 362.

Данные Правила определяют условия предоставления работодателям субсидий за трудоустройство отдельных категорий граждан в 2022 году.

Проектом постановления предлагается расширить перечень таких категорий граждан. В частности, предлагается включить в число участников: 

- безработных граждан, трудовой договор с которыми был расторгнут в 2022 году в связи с сокращением штата или ликвидацией организации;

- работников, находящихся под риском увольнения (неполное рабочее время, простой, отпуск без сохранения заработной платы, трудовой договор заключён в 2022 году в порядке перевода по согласованию между работодателями); 

- граждан ЛНР и ДНР, получивших свидетельство о признании беженцем или о предоставлении временного убежища на территории РФ.

Предоставление субсидий за трудоустройство предлагается осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете ФСС на указанные цели в 2022 году.

Члены РТК согласились с проектом постановления. 

Одновременно Минтруду России предложено направить в секретариат Комиссии информацию о результатах эффективности влияния на рынок труда реализуемых Правительством Российской Федерации мер по итогам III и IV кварталов 2022 года.

Твитнуть Поделиться ВКонтакте