06.10.21
Предлагаемая реформа системы оплаты труда учителей создаст новые проблемы

uchitel.jpegЗаявление Совета профсоюза «Учитель» в связи с публикацией проекта постановления Правительства РФ «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования».

1. Постановление, размещенное на официальном портале нормативных актов, не содержит никакой конкретики кроме сроков реализации пилотного проекта. О начале сбора предложений по единой системе оплаты труда заявлено около двух лет назад. Учителей продолжают "кормить" обещаниями: судя по срокам проекта, какие-то изменения для всех учителей возможны только в 2024 году, поскольку срок окончания пилотного проекта май 2023 года.

2. В постановлении предлагается установить ставки (должностные оклады), выплаты компенсационного и стимулирующего характера на федеральном уровне, а также дать возможность регионам вводить свои выплаты. Такой подход противоречит Трудовому кодексу РФ и может привести к нарушению трудовых прав работников, которые лишаются возможности влиять на распределение заработной платы. Постановление исключает возможность для трудового коллектива и родителей определять приоритеты при проведении мероприятий, внешкольной работы, обеспечении безопасности и в других важных аспектах жизни школы. Упоминание о том, что образовательная организация может устанавливать свои выплаты только "за счет средств от приносящей доход деятельности", будет понято администрацией школ и родителями как дальнейшее развитие платного образования: за всё отклоняющееся от принятой модели родители должны будут платить, чтобы у школы появился "доход".

3. Постановление закрепляет существующее разделение ФОТ на базовую, компенсационную и стимулирующие части. На основании уже 13-летнего опыта российских школ можно точно сказать, что распределение стимулирующей части происходит непрозрачно и несправедливо, критерии необоснованны. В результате работники, не зная заранее полной зарплаты, не могут планировать свой бюджет. Стимулирующие должны из обязательной части ФОТ снова стать премиальным фондом, формируемым из фонда экономии труда и внебюджетных средств.

4. Постановление ничего не меняет в самом важном вопросе - финансировании школ, поэтому не решит проблемы низких учительских зарплат. При существующем нормативно-подушевом финансировании из региональных бюджетов школы не получат больший фонд оплаты труда, чем сейчас. Значит, в лучшем случае всё ограничится перераспределением имеющихся средств внутри школы, что может привести только к новым конфликтам.

5. Проблему низких зарплат надо решать путём увеличения доли бюджета на образование в федеральном бюджете. В 2020-2021 года в ряде регионов произошло повышение окладов учителей, но в большинстве случаев это не повлияло на зарплату. После повышения окладов сокращались стимулирующие и компенсационные выплаты, поскольку бюджет оставался тем же.

6. Оплата труда педагогического работника за ставку (18 часов) должна быть не ниже двух региональных МРОТ. Именно это должно быть в постановлении правительства, и именно этого ждут российские педагоги.


Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте