13.11.20
Информация по итогам РТК 06.11.2020

rtk.jpg6 ноября состоялось внеочередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). 

Заседание было посвящено рассмотрению лишь одного вопроса - о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (далее – законопроект), который ранее был внесен Правительством РФ в Государственную Думу ФС РФ. 

Данный законопроект предполагает отказ от методики расчёта прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ), исходя из суммы потребительской корзины. Вместо этого предлагается расчёт размеров ПМ и МРОТ основывать на их соотношении с размером медианного среднедушевого дохода и размером медианной заработной платой, соответственно. 

Для этого изменения предлагаются в Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее – Закон о ПМ) и в Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее – Закон о МРОТ).

В законе о ПМ предлагается исключить понятие «потребительская корзина» и изменить понятие «прожиточный минимум», отказавшись от его определения через стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Вместо этого предлагается под ПМ понимать минимально необходимую для обеспечения жизнедеятельности сумму доходов гражданина. 

Одновременно вводится понятие «медианный среднедушевой доход», под которым предлагается понимать величину денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина – выше данной величины, ежегодно исчисляемая Росстатом. 

Законопроектом предлагается устанавливать величину ПМ на душу населения в целом по РФ на очередной год Правительством РФ и исчислять из величины медианного среднедушевого дохода в целом по РФ за предыдущий год. При этом законопроектом соотношение ПМ в целом по РФ и медианный среднедушевой доход с 2021 года предлагается установить в размере 44, 2 %. Данное соотношение пересматривается не реже чем раз в пять лет исходя из «условий социально-экономического развития России». Росстат наделяется правом утвердить методику расчета медианного среднедушевого дохода. Величину ПМ по основным социально-демографическим группам планируется устанавливать постановлением Правительства РФ в соответствии с предлагаемыми законопроектом нормами.

 На уровне субъектов РФ ПМ на душу населения в субъекте РФ планируется устанавливать на очередной год самим субъектом РФ в соответствии с коэффициентом соотношения величины ПМ на душу населения в целом по РФ и в субъекте РФ, утвержденным Правительством РФ. Для реализации данной нормы предусмотрен переходный период.

В Законе о МРОТ предлагается повысить размер МРОТ с 1 января 2021 года до 12 792 рублей (на 2020 год МРОТ определен в размере 12 130 рублей). 

Одновременно изменяется порядок его установления, а именно: МРОТ на очередной год будет определяться федеральным законом и исчисляться с учётом значения медианной заработной платы, рассчитанной Росстатом, за прошлый год.

При этом с 2021 год соотношение МРОТ и медианной заработной платы в 2021 году устанавливается в размере 42%. Пересмотр данного соотношения возможен не реже, чем в раз пять лет исходя из условий социально-экономического положения в РФ.

Также закрепляется, что МРОТ устанавливается в размере не ниже величины ПМ трудоспособного населения в целом по РФ на очередной год.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что при предлагаемом законопроектами подходе прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны. 

Также обращено внимание, что по сравнению с действующим МРОТ (12 130 рублей) рост составит 5,5%. По «старым» правилам расчета МРОТ на 2021 год должен составить 12 392 рублей в месяц, что на 400 руб. меньше предлагаемого законопроектом.

К данному законопроекту Конфедерацией труда России направлялись свои замечания. 

Во-первых, отмечено, что проблема предлагаемого подхода в определении прожиточного минимума в том, что он никак не оценивает доход, необходимый для достойного уровня жизни. В этом как раз преимущество существующей методики на основе потребительской корзины. Хотя сам состав потребительской корзины и применяемые на сегодняшний день цены, по оценке КТР, требуют значительных изменений.

Во-вторых, законопроектом предлагаются заниженные соотношениями медианного среднедушевого дохода и ПМ и соотношения медианной заработной платы и МРОТ. Как следствие, приближенность окончательных размеров МРОТ и ПМ в соответствии с законопроектом и пояснительной запиской к нему к действующим размерам МРОТ и ПМ оценивается КТР не как руководство «международным опытом», а как привязка предлагаемых соотношений к бюджетным ограничениям и экономической ситуации.

В-третьих, для расчёта итоговых значений размера МРОТ и ПМ предлагается использовать различный подход к источникам данных для расчёта медианного среднедушевого дохода и медианной заработной платы. Если для расчёта медианного дохода учитываются доходы с учётом неофициально получаемых доходов, то для расчёта медианы зарплаты учитывается только официально выплачиваемая заработная плата, размеры которой отражаются в данных ПФР. Тем самым, медианную заработную плату предлагается считать по неполным данным (без учёта теневого сектора экономики), а медиану  доходов – по полным (с учётом теневого сектора экономики). В результате размер МРОТ оказывается заниженным.

В ходе обсуждения законопроекта на заседании РТК среди членов РТК высказывалось множество замечаний и предложений. Профсоюзная сторона исходя из рисков изменения подхода к расчёту размера ПМ и МРОТ настаивала на продолжении оценки расходов для определения МРОТ и ПМ наряду с использованием предложенного правительственной стороной подходом.  
  
В результате по итогам обсуждения члены РТК сторона профсоюзов и сторона работодателей в основном поддержали проект федерального закона, при этом отмечая необходимым учесть следующие предложения:

- сохранение аналитического расчёта прожиточного минимума по потребительской корзине с ежегодным докладом на заседании РТК (для целей сравнения);

- внесение изменений в проект федерального закона, предусматривающих установление минимального размера оплаты труда, а также величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ на очередной год с учётом мнения РТК;

- рассмотрение на заседании РТК проекта постановления Правительства РФ, определяющего коэффициенты региональной дифференциации в целях установления величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ на очередной год;

- рассмотрение в рамках РТК методик исчисления медианного среднедушевого дохода и медианной заработной платы в случае внесения в них изменений;

- внесение изменения в проект федерального закона, предусматривающего, что в течение срока действия установленного соотношения МРОТ на очередной год не может быть установлен ниже МРОТ, установленного на текущий год.

Дополнительно, профсоюзная сторона отметила необходимость внесения изменений в проект федерального закона, предусматривающих: 

- установление величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ на очередной год с учётом мнения региональной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- ежегодный пересмотр соотношения МРОТ и медианной заработной платы, а также соотношения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода в целом по РФ с учётом мнения РТК;

- определение  методики исчисления медианного среднедушевого дохода и медианной заработной платы с учётом мнения РТК.

Кроме того, в протоколе заседания РТК зафиксирован ряд поручений:

- сторонам Комиссии провести консультации по формированию концептуальных подходов к исчислению и использованию минимального (восстановительного) потребительского бюджета, обеспечивающего нормальное воспроизводство рабочей силы;

- стороне Комиссии, представляющей Правительство РФ, предложено по итогам правоприменительной практики указанного федерального закона подготовить предложения на среднесрочный период по стратегии изменения соотношения МРОТ и медианной заработной платы;

- Минтруду России предложено после принятия проекта федерального закона в первом чтении проинформировать РТК о подготовке поправок для рассмотрения проекта федерального закона во втором чтении в Государственной Думе ФС РФ; а после его принятия подготовить анализ по итогам правоприменительной практики реализации федерального закона и ежегодно осуществлять аналитический расчёт прожиточного минимума трудоспособного населения на основе потребительской корзины, действующей до 31 декабря 2020 года, для рассмотрения на заседании РТК при установлении на очередной год величины МРОТ.

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте