27.04.18
Моряки стали получить сертификаты, не соответствующие мировым стандартам

Как пройти врачей максимально быстро и получить сертификат, подтверждающий годность к работе на судне – вот о чём думают моряки каждый год, когда подходит время медкомиссии. Причём в этой процедуре важно не только, чтобы члены экипажа были здоровы, но и чтобы сертификат отвечал международным нормам. С последним в России сложилась парадоксальная ситуация: из-за отсутствия требуемого Конвенцией ПДНВ реестра врачей, уполномоченных проводить медосвидетельствования, с 1 июля прошлого года сертификаты, выдаваемые российскими медучреждениями, не соответствуют международным стандартам, но вместе с тем и не нарушают российского законодательства.

Сертификаты должны быть в порядке

Сложившееся положение дел ставит под вопрос действительность сертификатов, выданных российскими медучреждениями. Но по факту никаких нареканий в иностранных портах документы не вызывают, а для самих моряков мало что изменилось: они продолжают получать документы в тех же медучреждениях, что и раньше. Так, капитан Baltic Mercur II Александр Минеев, которому скоро предстоит пройти медкомиссию, отправится в поликлинику Медрыбпрома в Санкт-Петербурге. Там же он получал документы в апреле прошлого года. Эта больница – одна из нескольких в городе, которая выдаёт сертификаты, удовлетворяющие судовладельцев.  

В самой компании, где работает Александр, также не видят проблем в сложившейся ситуации.

– У нас в Петербурге существует перечень учреждений, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, которые вправе проводить медосмотры моряков, – рассказывает координатор подбора персонала круинга «Балтик Меркур» Дарья Метелькова. – Всего в списке 21 центр, где выдают требуемые нами сертификаты.

Перечень, о котором говорят в «Балтик Меркур», – это тот же список, что висит на сайте морской администрации «Большого порта Санкт-Петербург», актуальный на январь 2018 года. Именно на него ориентируются местные моряки, когда им нужно получить сертификаты, ведь в этих центрах им выдадут документ в соответствии с требованиями российского законодательства. И несмотря на отсутствие единого реестра медицинских учреждений и врачей, сложностей с признанием сертификатов у российских моряков за рубежом не возникает. Почему? «Потому, что IMO ориентируется на национальные морские администрации», – говорит директор одного из лицензированных медучреждений «Европейский мужчина и его здоровье» Марина Кузнецова.

– Когда стало понятно, что Россия не успеет создать реестр доверенных врачей, я задалась вопросом: а что же будет теперь с моей практикой, которой я занимаюсь больше 30 лет? – рассказывает Марина Кузнецова. – Я написала письмо в IMO, и мне пришёл ответ, где говорилось, что надзорный орган будет ориентироваться на решение национальной морской администрации. То есть как раз на тот перечень лицензированных учреждений, который определяет каждый порт в своём городе. Соответственно, выданный таким центром сертификат признают во всём мире, ведь в документе указано, что он выдан центром, одобренным Российской Федерацией.

Список, о котором говорит Марина Кузнецова, действительно вывешен на сайте того же порта Санкт-Петербург. Но как поясняют в самой портовой администрации, он не носит официальный характер и ориентирован в большей степени на внутреннее пользование: чтобы моряки и круинги знали, в какие медучреждения можно обращаться.

Единое правовое регулирование отсутствует

Та же ситуация и в других регионах России. По словам председателя профкома ППООМ Севастополя РПСМ Артёма Боева, врачи продолжают выдавать документы о прохождении медкомиссии, исходя из сложившейся практики каждого учреждения в отдельности. Единое правовое регулирование самого порядка проведения медицинского осмотра плавсостава, как того требует Конвенция о труде в морском судоходстве, отсутствует с момента отмены 511-го приказа Минздрава СССР. На сегодняшний день соответствующий документ разработан, но пока проходит процедуру согласования.

– Такая система, как доверенные врачи, не характерна для нашей страны, где с советских времён сложилась другая практика, в которой люди пользовались услугами поликлиник, а не семейных докторов. По сути, доверенный врач в России – это председатель врачебной комиссии, имеющей государственную лицензию на проведение медосмотров. По такой системе сейчас работают все медучреждения, и я не вижу в этом проблемы, – говорит Марина Кузнецова.

– Позиция правительства на сегодняшний день такая: любая организация, которая имеет лицензию на профсомотры, может проверять моряков. Мы просто составляем список тех, у кого эта лицензия есть. Пока всё идёт хорошо: никаких претензий к нашим морякам не возникает, но как долго международное сообщество будет столь благосклонно, я не могу сказать, – говорит начальник дипломного отдела Морского порта «Большой Санкт-Петербург» Игорь Кружков.

Вроде бы, всех всё устраивает и никаких сложностей не возникает, но сколько продлится такой status quo, сказать не берётся никто.   

– Сейчас ситуация такая, что всё продолжает работать, что называется, «по умолчанию». Да, реестра до сих пор нет. Но есть лицензированные учреждения, которые выдают медицинские документы морякам, как раньше. Текущее положение дел хоть и не противоречит российскому законодательству, но оно не соответствует конвенционным требованиям, – говорит председатель Петербургской первичной профсоюзной организации Российского профессионального союза работников морского транспорта (ППО РПРМТ) Сергей Гуляев.

Аномалия для механиков

Правовые тонкости для многих моряков являются чем-то далёким, куда больше их волнует, как непосредственно пройти медкомиссию. Тем более что с июня прошлого года процедура стала более тщательной из-за вышедшего Постановления Правительства РФ № 742 о перечне заболеваний, препятствующих работе на судах. Документ содержит список из 108 наименований, некоторые уже вызвали сложности у моряков. Так, в перечне заболеваний указаны «Аномалии цветового зрения», при наличии которых сертификат не выдадут ни судоводителям, ни механикам. Раньше требования к цветоощущению предъявляли только судоводителям, оно и понятно: от их зрения напрямую зависит безопасность мореплавания. Теперь проверку должны проходить все члены экипажа. Самое интересное, что даже для кока диагноз «аномалия цветового зрения» является  препятствием для работы в районах с жарким тропическим климатом.

– В соответствии с ранее действовавшим приказом Минздрава СССР № 511 «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения морского, речного флота и рыбного хозяйства» цветоощущение проверялось только у судоводительского комсостава и специалистов палубной команды. Остальным членам экипажа проверку цветового зрения можно было не проходить, – поясняет заведующая отделом социально-трудовых отношений РПСМ Наталья Бологова. – Однако Манильские поправки к Конвенции ПДНВ установили требования по минимальным служебным стандартам зрения для разных категорий моряков. Эти требования основаны на Рекомендациях Международной комиссии по освещению.

Рекомендации содержат три стандарта цветового зрения:

1. Нормальное цветовое зрение.
2. Неполноценное цветовое зрение А с незначительным (мягким) дефицитом цветового зрения, позволяющим демонстрировать способность видеть и распознавать цветные световые сигналы.
3. Неполноценное цветовое зрение B с дефицитом цветового зрения, позволяющим демонстрировать способность распознавать поверхностные цветовые коды на короткой дистанции такие, например, как цветовые коды компьютерных экранов.

Капитан, командный и рядовой состав палубной команды, от которых требуется выполнение обязанностей, связанных с наблюдением, должны иметь стандарты 1 или 2. Механики, электромеханики, электротехники и лица рядового состава или другие лица, входящие в состав машинной вахты, а также радиооператоры ГМССБ  должны иметь стандарты 1, 2 или 3.

– Все эти требования, а также процедуры использования тестов для оценки цветового зрения должны быть  учтены в Порядке проведения медицинского осмотра моряков,  работа над которым затягивается Минздравом России, – говорит Наталья Бологова.

– С новыми требованиями по цветоощущению сложилось такая ситуация, что теперь механики, проработавшие по 10-20 лет на флоте, могут оказаться не годны к плаванию, – считает секретарь комиссии плавсостава Морского медицинского центра Морского технического колледжа им. адмирала Д. Н. Сенявина Елена Ефимова. – Такие случаи уже были и, насколько мне известно, работающие под иностранными флагами моряки, которые не смогли пройти медкомиссию в России, делали это за рубежом.  

Для моря нужно быть здоровым

Таким образом, у российских моряков возникли новые трудности, но и старые никуда не делись: за своим здоровьем нужно следить постоянно и чуть что – сразу лечить болезнь, чтобы она не стала препятствием в работе. Ведь чтобы получить заветный сертификат, морякам нужно пройти добрый десяток врачей от терапевта до стоматолога, причём на последнем «сыпятся» многие, даже молодые: все анализы в норме, а во рту кариес. Пока не вылечишь – сертификат не дадут. Некоторые идут на радикальные меры.

– Чтобы пройти медкомиссию, я семь раз ходил к врачам рвать зубы,  – рассказывает Александр Минеев. – По молодости голова дурная была: стоматолог у меня «дыру» находил и посылал лечить. Но тратить на это время и деньги не хотелось, поэтому я просто вырывал зуб. Дорвался до того, что мне сказали: «Удалишь ещё один зуб – и больше вообще не выпустим в море».

Конечно, терпеть зубную боль в рейсе – приятного мало. Но у многих куда более серьёзные недуги, которые они стараются скрыть или подлечить к моменту прохождения медкомиссии.

– У меня недавно нашли стеатоз – это заболевание печени. Хорошего гепатолога-гастроэнтеролога трудно найти, вот я и мотаюсь после каждого контракта по больницам. Причём симптомов у меня никаких нет, но вот на анализы биохимии крови моё состояние влияет. Приходится как-то выкручиваться, когда прохожу медкомиссию, – делится один из петербургских моряков.

Перед прохождением врачей он делает капельницы и пьёт лекарства, чтобы анализы были в норме, а в рейсе договаривается с коком: тот готовит ему отдельно, ведь жареного с больной печенью не поешь.

– Конечно, некоторые пытаются хитрить, чтобы скрыть болезни, но опытный врач сразу это видит, – делится Елена Ефимова. – Если говорить в целом, то больших сложностей со здоровьем у моряков нет. Как правило, те, кто не годен по состоянию здоровья, отсеиваются ещё при первичном медицинском отборе на стадии абитуриентов.

Как поступать с внезапно появившейся болезнью, препятствующей выходу в море, каждый решает сам. Однако что касается других аспектов прохождения медкомиссии – будь то действительность сертификата или порядок проведения медосмотра, то тут уже от моряка ничего не зависит. Это регулируется правительственными документами, а их пока нет. Чтобы полностью привести процедуру медосвидетельствования в норму, в прошлом году было разработано четыре проекта документов: о перечне медицинских учреждений, уполномоченных на проведение медосмотров; о порядке проведения медосмотра; о перечне заболеваний, препятствующих работе на судах; и о порядке освидетельствования по наркотическим средствам. До сих пор утверждены только два последних, другие проходят процедуру согласования. Российский профсоюз моряков неоднократно обращал внимание Минздрава на необходимость скорейшего принятия всех документов. Как только это произойдёт, все неурегулированные вопросы будут сняты.

На основе материала «Морской профсоюзный вестник»

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте