14.02.18
Искусственный интеллект поможет морякам на мостике

Пока развитие технологий помогает морякам, но не заменяет их. Внедрение беспилотных транспортных средств в морскую индустрию сопряжено с рядом принципиальных проблем для инвесторов и регуляторов судоходной деятельности – потому мореплаватели могут не беспокоится за свои рабочие места еще многие годы.

Компания Transas выпустила вспомогательное навигационное оборудование с искусственным интеллектом, которое призвано помочь судоводителям избежать аварий. Как известно, именно человеческий фактор чаще всего становится причиной происшествия на море.

Основное предназначение высокотехнологичного навигационного инструмента – наблюдение за состоянием судна и оповещение команды мостика, если что-то идёт не так. Система способна предсказать возможное столкновение и предотвратить аварию, но лишь предупреждает моряков об опасной ситуации и предлагает варианты, как избежать её. Окончательное решение всё же остаётся за человеком. 

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что хоть технологии и являются подспорьем для моряков, но в первую очередь отрасль должна вкладываться в людей. 

– Судовладельцы должны уделять повышенное внимание работе с комсоставом, в особенности – с капитаном судна. Именно от его профессионализма и лидерских качеств зависит работа экипажа в чрезвычайной ситуации. Да, человеческий фактор – частая причина аварий, но от него же зависит и предотвращение происшествий. Внимательность моряков, их знания правил безопасности мореплавания и умение моментально принимать решение – все эти качества способны предотвратить потенциальную катастрофу.

При этом, как отмечают в профсоюзе, о том, что бурно развивающиеся технологии заменят людей в ближайшие годы не может быть и речи. Внедрение беспилотных транспортных средств в морскую индустрию сопряжено с рядом проблем как для инвесторов, так и для регуляторов судоходной деятельности. Очередное подтверждение этого – недавний доклад юридической фирмы Clyde&Co, специализирующейся на морском праве. По словам экспертов, действующие международные правила регулирования судоходной деятельности охватывают только суда с экипажами и на разработку новых требований потребуется много времени. 

И это не единственные вопросы, на которые отрасль не может предоставить ответы.

Так, одним из условий готовности судна к плаванию является надлежащая укомплектованность его экипажа. Но как быть, если людей на борту нет? Кто тогда будет ответственным, если произойдёт авария? Именно потому, в частности, международные правила предупреждения столкновений судов требуют присутствия на мостике вахтенного офицера-судоводителя. Каким образом будут выполняться функции вахтенного офицера, пока сторонники беспилотных судов дать не в состоянии.

– Предполагается, что если коммуникационные системы на дистанционно управляемых судах будут обеспечивать мгновенную связь, то функции вахтенного офицера теоретически могут быть переданы оператору на берегу при условии, что он имеет необходимую подготовку, – отмечают составители доклада.

Но тогда возникает вопрос о роли капитана судна: его функции взять на себя кто-то другой не может, ведь существенная часть обязанностей капитана выходит за рамки судовождения. Например, юридические обязанности, налагаемые на капитана в соответствии с международными конвенциями и правилами, установленными государствами флага и портами.

Кроме того, экипаж обязан оказывать помощь терпящим бедствие, а сделать это на беспилотном судне не получится, а значит – будет нарушено морское право. Максимум, что можно будет сделать в такой ситуации: проинформировать об инциденте поисково-спасательные службы.

«Если переход на автономные суда и произойдет, то очень нескоро, - уверены в профсоюзе моряков. - В первую очередь это связано с вопросами безопасности: компьютерной и физической. Только персонал, находящийся на борту судна, способен верно оценить ситуацию и принять решение о совершении того или иного маневра. К тому же, любое судно, находящееся в открытом море без экипажа на борту, считается бесхозным. А на урегулирование правовых вопросов в рамках судоходства по всему миру может уйти не один десяток лет».

Источник: РПСМ

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте