12.12.17
Проблемы занятости молодежи в отрасли начинаются с плавпрактики

Многим студентам не удаётся пройти практику на судах в полном объёме и по окончании вуза не все получают рабочий диплом. От отчаяния, многие хватаются за любую возможность и проходят практику где угодно. Именно потому одна из задач, которую ставит себе Российский профсоюз моряков, - предостеречь молодых специалистов от трудоустройства к неблагополучным судовладельцам. Параллельно объясняя, что такое коллективный договор, индивидуальный контракт, и какую роль во всем этом играет профсоюз.

– Отчаявшись, молодые ребята хватаются за любую возможность и соглашаются проходить практику, не отвечающую международным требованиям в части охраны здоровья и безопасности.

Решить вопросы занятости молодежи в транспортном секторе можно, если оказывать поддержку системе отраслевого образования, – уверены в Европейской федерации транспортников (ETF). В судоходном секторе проблемы у моряков зачастую начинаются на стадии обучения: насколько известно РПСМ, многим студентам не удаётся пройти практику на судах в полном объёме и по окончании вуза не все получают рабочий диплом.

– Чтобы получить необходимые документы, курсантам надо проработать на судах в общей сложности 12 месяцев. Только вот судоходные компании не сильно жаждут брать практикантов. Это обусловлено дополнительными расходами и отсутствием в современных компаниях института наставничества. Выпускникам приходится добирать ценз после окончания вуза. В свое время мне так же «посчастливилось» отрабатывать контракт матросом уже после выпуска, чтобы иметь возможность устроиться на флот, – говорит председатель ППООМ г. Севастополь РПСМ Артем Боев.

Ситуацию усугубляет явный недостаток учебных судов – в свое время отлаженную советскую систему подготовки плавсостава ликвидировали, а взамен ничего не предложили.

По словам экспертов ETF, положительно сказаться на отрасли и привлечь в нее больше молодежи могли бы оплачиваемые стажировки в судоходных компаниях, но в России такая практика не распространена: если уж студентов не хотят брать как бесплатную рабочую силу, то надеяться, что им будут платить, и вовсе не приходится. В связи со сложившейся ситуацией многие курсанты устраиваются на теплоходы ненадежных судовладельцев.

– Отчаявшись, молодые ребята хватаются за любую возможность и соглашаются проходить практику, не отвечающую международным требованиям в части охраны здоровья и безопасности. Как следствие, нарушаются их социально-трудовые права, – отмечает Артем Боев. – Обычно на таких судах отсутствует коллективный договор. Поэтому одна из задач РПСМ – предостеречь молодых специалистов от трудоустройства в неблагополучные компании, объяснить им, что такое коллективный договор, индивидуальный контракт, и какую роль во всем этом играет профсоюз. Уже на стадии обучения моряки должны знать, на какую помощь они могут рассчитывать, если станут членами РПСМ.

Российский профсоюз моряков неоднократно обращал внимание соответствующих государственных органов на проблему морского образования в целом и организацию плавпрактики в частности. Так, на VIII съезде РПСМ была утверждена резолюция «О необходимости реформирования морского образования в России», однако до сих пор предложения профсоюза не нашли отклик у чиновников.

Источник: РПСМ

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте