10.07.17
Возможно ли увеличить прожиточный минимум и МРОТ?

Алексей Гаскаров

Статья экономиста Алексея Гаскарова, подготовленная для сайта Конфедерации труда России, с анализом возможностей повышения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ) в соответствии с реальными ценами в экономике.

Низкий уровень жизни населения Россия отягощается колоссальным имущественным и доходным неравенством. Доходы ниже прожиточного минимума имеют более 19,5 млн. человек. Одно из возможных решений проблемы — это увеличение размера прожиточного минимума и следующий шаг повышение МРОТ до величины минимума. В настоящее время прожиточный минимум составляет 10 466 рублей, МРОТ — 7 500 рублей. 

Размер прожиточного минимума определяется ФЗ №134 «О прожиточном минимуме в РФ», принятым еще в 1997 году. Согласно закону:
прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;
потребительская корзина — необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет. Потребительская корзина должна обеспечивать в зависимости от региона проживания потребление энергетической ценностью от 2500 до 2900 ккалл в день. Для обеспечения такого потребления в день необходимо съедать 2,255 кг еды. В месяц получается 67,7 кг.

Диаграмма 1

Согласно нормам, на овощи приходиться 115,2 кг в год, при этом на помидоры и огурцы только 5 кг. Большую часть потребности покрывает капуста и столовые корнеплоды (морковь, свекла и т.п.) по 42,6 кг, то есть всего 83,2 кг. В год россиянин должен съедать 100 кг картошки и лишь 1 кг конфет. Непродовольственные товары и услуги рассчитываются в одинаковом размере по 50% от стоимости продуктов питания.

То есть если весь прожиточный минимум составляет 10 466 рублей и в него заложено 1 156 рублей на обязательные платежи и сборы, то на потребительскую корзину приходится 9 310. Из них на продукты питания — 50% или 4 655 рублей и примерно по 2 327,5 на услуги и непродовольственные товары. Таким образом, стоимость среднего кг продуктов составляет 4 655 руб. / 67,7 кг = 68,76.

Рассмотрим стоимость минимальной продуктовой потребительской корзины для 1 человека на 1 месяц. На сайте «Ценомер» каждый месяц пересчитывают стоимость потребительской корзины для Москвы:

МагазинЦена
«Пятерочка»6 426 руб.
для детей6 270 руб.
для пенсионеров5 624 руб.
«Перекресток»9 046 руб.
для детей8 723 руб.
для пенсионеров7 924 руб.
«Седьмой континент»8 471 руб.
для детей8 188 руб.
для пенсионеров7 446 руб.
«Ашан»8 411 руб.
для детей8 145 руб.
для пенсионеров7 337 руб.

Если использовать нижнюю границу оценки, потребительская корзина должна стоить 6 426 * 2 = 12 852 рубля. То есть Правительство занижает расходы на 38% = 12 852/9 310 – 1. 

Обязательные платежи — это налог на доходы физических лиц. Таким образом. Для сравнения заработной платы с прожиточным минимум необходимо учесть в нем НДФЛ. Тогда величина прожиточного минимума составит = 12 852/0,87 = 14 772 рубля (округляя — 14 800).
 
Рассчитаем сумму затрат бюджета и работодателей на увеличение МРОТ до прожиточного минимума. В России трудоустроено 72 323 000 человек. Из этой цифры необходимо вычесть предпринимателей, которых, по данным ЕГРИП, около 3,5 миллиона человек, а также тех, кто работал неполный рабочий день — без субъектов малого бизнеса таких было, по данным Росстата, около 1 миллиона человек. Таким образом, верхняя граница числа наемных работников, занятых полный день, — 67 820 000 человек.

Согласно данным Росстата распределение населения по размеру заработной платы до предполагаемого прожиточного минимума выглядит следующим образом:

Диаграмма 2
   
2,5 млн. человек получают зарплату ниже МРОТ, что запрещено законом. Вероятно, речь идет о неполной занятости. Сделаем допущение, что заработная плата при полной занятости в этих группах составляет — 7 500, то есть МРОТ. Далее сделаем предположение о равномерном распределении уровня затрат внутри следующих трех групп с зарплатой от 7 400 до 13 800 рублей и предположим, что в группе зарплат 13 800—17 000 зарплату ниже планируемого МРОТ получает треть от численности группы. 

Тогда общие расходы на увеличение МРОТ составят:

Группы по диапазону зарплат
7400—90009000—1060010600—1380013800—14800
Численность, млн. чел.2,1702,4425,4261,858
Средняя заработная плата в группе8 2009 80012 20014 300
Доплата до МРОТ6 6005 0002 600500
Расходы на зарплаты в год, млн. рублей
171 883146 491169 27911 146
Взносы на социальное страхование,
млн. руб. в год
51 56543 94750 7843 344
Итого расходы на увеличение МРОТ223 448190 439220 06214 489
Всего, млн. рублей648 438
Поступления в бюджет по НДФЛ, млн. руб.19 77416 85319 4751 282
Всего НДФЛ, млн. рублей57 384

Помимо прямых расходов работодателей увеличатся и расходы бюджета, которые рассчитываются от прожиточного минимума. Социальные расходы должны увеличиться в такой же пропорции, как и прожиточный минимум. Если прожиточный минимум увеличивается с 10 400 до 14 800, то есть на 42%, то и все расходы бюджета, зависимые от этого показателя вырастут на 42%. 

Основные социальные расходы финансируются из фонда социального страхования, доходы которого увеличатся при росте МРОТ до 14 800 рублей почти на 150 млрд. рублей — строка «взносы на социальное страхование» в таблице выше. Но ряд социальных обязательств финансируется напрямую из федерального бюджета.

Расходы бюджета на выплату стипендий составляют около 70 млрд. рублей в год. Следовательно, общий стипендиальный фонд должен увеличиться до 70 * 1,42 = 99,4 млрд. рублей. Прирост почти в 30 млрд. рублей меньше, чем дополнительные доходы бюджета от увеличения поступлений по НДФЛ. Расходы Министерства труда и социальной защиты на программу «Охрана материнства и детства» в 2017 должны составить 96 587 млн. рублей и должны увеличатся на 40 млрд. рублей. 

Около 100 млрд. рублей заложено в бюджете на субсидии на оплату услуг ЖКХ. На такую поддержку имеют право те, у кого доля расходов на жилищно-коммунальные услуги составляет более 22% от дохода семьи. Можно предположить, что при увеличении МРОТ необходимость в субсидиях только уменьшиться. 

Основные социальные гарантии, зависящие от прожиточного минимума можно посмотреть здесь:

Все прочие социальные расходы незначительны в масштабах консолидированного бюджета. Таким образом, повышение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда может потребовать около 700 млрд. рублей в год или 0,8% ВВП. 

Никакого существенного влияния на распределение ВВП между заработной платой наемных работников и прибылью предпринимателей увеличение МРОТ не окажет. В настоящее время доля прибыли в ВВП — колоссальные 48%. В большинстве развитых стран соотношение прибыли и зарплат в ВВП находятся в диапазоне 30 на 70 — 40 на 60. При увеличении МРОТ доля прибыли может сократиться максимум на 1%. 

Влияние на инфляцию также будет незначительно. С учетом прямых налогов доля зарплат в ВВП 46,6%. Как было показано выше увеличении МРОТ потребует 648 млрд. рублей или 0,8% ВВП. Если увеличение затрат на заработную плату будет полностью заложено в цены, то инфляция составит — 0,8% * 46,66% = 0,37%, что незначительно, если учитывать, что доходы самых необеспеченных слоев населения увеличатся почти в 2 раза. 

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте