13.06.12
Пикет у Департамента образования Москвы

8 июня у Департамента образования города Москвы прошел пикет в защиту сливаемых школ. На акцию протеста собрались представители школ, которые подвергаются «реорганизации» путем слияния. Пойти на акцию протеста их заставило стойкое нежелание чиновников образования всех уровней идти на содержательный диалог с родителями и педагогами, реально, а не декларативно учитывать их мнение при принятии решения о реорганизации.


Удивительно, как ловко чиновники научились футболить граждан с их обращениями, когда те идут обычным путем через приемные и канцелярии, и как нервно они реагируют, когда, отчаявшись добиться ответа на свои вопросы по существу, люди выходят на акции протеста под окна этих же чиновников. Так и в этот раз. Не успели пикетчики построиться с плакатами на площадке перед зданием департамента на Семеновской площади, как из здания в сопровождении свиты помощников появился сам руководитель департамента господин Калина. Поинтересовавшись, «в чем проблема?», начальник вальяжно объявил «приходите завтра, все решим», напоследок снисходительно пожурив пикетчиков за «странный способ» общения с начальством. «А иначе с вами никак и не встретиться», — отбрили обидчивого барина активные родители.


После этого короткого диалога господин Калина ретировался, предварительно распорядившись на следующий день вызвать директоров школ, представители которых приняли участие в пикете и руководителей соответствующих окружных управлений образования. Видимо, по мысли начальника на этом пикет должен был бы и закончиться, однако к неудовольствию чиновников пикетчики до истечения согласованного времени (с 15 до 17 часов) расходиться отказались. Люди обменивались информацией, обсуждали ближайшие планы, в частности формирование на ближайшем митинге 12 июня «научно-образовательной колонны».


Более того, за время пикета к пикетчикам присоединились педагоги еще двух школ, которые подвергаются слиянию. Ни в том, ни в другом случае мнения трудового коллектива не спросили, да и обоснования внятного не представили. А в случае со спецшколой речь идет детях, уже совершивших преступления и если школу закроют, то они пойдут на улицу и в результате уровень преступности повысится, а дети пойдут по тюрьмам и превратятся в рецидивистов. Обеим инициативным группам обещана помощь в решении проблемы со стороны профсоюза «Учитель». Пикет был свернут в 17 часов после того как прибывшая съемочная группа «ТВ-Центр» взяла интервью у представителей инициативных групп школ и пригласила обе стороны на запись посвященной проблеме слияния программы «Про жизнь».


На следующий день прошло совещание в департаменте с участием представителей сливаемых школ. Как отмечают родители, Исаак Калина был вполне конструктивен и конкретен. Он попросил директоров и окружных руководителей больше разговаривать с родителями. В ходе встречи «чудесным образом» выяснилось, что во всех школах, по которым есть проблемы и несогласные, либо вообще не было подано документов на слияние, либо эти процессы (при)остановлены до разбирательства, в первую очередь внутри школ и их Управляющих советов (УС), в особых случаях — под прямым контролем департамента.


«Я абсолютно уверен, что если бы не активная позиция родителей, это явно бы прошло не так, в части случаев об этом было сказано. Наши усилия были не напрасны», — отметил один из участников встречи Константин. «Да... в кои веки чиновники были вежливы и конструктивны. С какой лёгкостью звучали фразы типа «какая школа? — какая-такая реорганизация? Что вы шумите, никаких заявок не поступало...» Можно было только улыбаться. По нашей школе наутро после пикета появился опубликованный приказ о слиянии. Но на нормальных условиях и с гарантиями, что сохраняется «французский» статус, и никто никуда не переезжает», — говорит принимавший участие во встрече Андрей.


Но не все родители склонны обращать внимание на позитив. «Я не напрасно проводила аналогии с питанием. Читаю — и будто 5 месяцев назад... всё то же самое. Конструктивен, четок и конкретен. И те же родительские собрания, только в нашем случае это называлось «переговорная площадка» и происходило каждую среду в 11.00. Удачи, ребят. У нас с питанием буксует 6 месяцев при непосредственно участии господина Калины. Я не верю, но, возможно, вам повезет», — пишет представительница инициативной группы, борющейся за здоровое питание в детских садах и школах.


«Впечатление от сегодняшней встречи у Калины: было такое чувство, что мы (все недовольные родители) их уже сильно достали. Явно Калина выгораживал наломавших дров чиновников из округов, разбираться особо из департамента по нашим вопросам не рвутся. Опять всё вернулось на УС, которые если есть, то они не легитимны или о них вообще родители не знают. Что мешало сегодня Калине, по всем проблемным школам при таком раскладе, сказать — реорганизацию этих учебных заведений отменить. Но точку ставить Департамент по нашим вопросам не решается», — отмечает еще одна участница от родителей.


Какие выводы можно сделать по итогам прошедших протестных акций и переговоров? Очевидно, что только давление объединившихся родителей и педагогов при организующем участии профсоюза «Учитель» заставило чиновников чудесным образом прозреть и обнаружить, что возмутившиеся школы сливать не надо. Никаких расчетов, неопровержимо доказывающих, что слияние благотворно и перспективно представлено по прежнему не было. Очевидно, что оставшиеся более чем 600 школ и детских садов сливаются по такой же ровно схеме, переламывая через колено директоров, педагогов и родителей. Но там никто не ходит на митинги и пикеты, рассуждая видимо, в духе старой народной мудрости (видимо, еще из крепостного права) — плетью обуха не перешибешь.  Еще как перешибешь — подтверждает пример школ 623, 523, 1454, 11, 987, 1549, 1782, 1286, 118 и некоторых других. К сожалению, очень мало пока, но очевидно, что как только информация об этой небольшой, но победе разойдется в народе, а последствия объединения с сентября для многих выявятся во всей их неприглядной красе, новый всплеск протестной активности и расширение круга участников неизбежны.


Вопрос в наличии какой-то объединяющей и организующей силы. Такой силой мог бы стать организованный в Москве общественный совет «В защиту московского образования». Я думаю только такой объединенный орган в состоянии добиться от чиновников ответа на вопрос, почему реорганизация необходима, сформулировать позицию родителей и педагогов по вопросам реформирования системы образования, предложить свои поправки в московское, а если понадобится и в федеральное законодательство, организовать еще один, — или несколько, сколько нужно будет, — митинг или пикет. И всем этим придется заниматься нам, простым гражданам, жертвам этой самой реформы образования.


Надеяться на «дядю», не стоит, хотя активно привлекать оппозиционные партии и депутатов от этих партий надо обязательно, и в некоторых районах родители так уже делают. Стоит напомнить и об организованном по инициативе «Справедливой России» обсуждении этого вопроса на Консультативном совете политических партий при Мосгордуме, что тоже сыграло свою роль. Но по большому только если сами граждане заинтересуются будущим своих детей, ситуация произвола и корыстных действий чиновников уйдет в прошлое. Не сразу, но уйдет. И это будет уже другое государство.


Источник: Институт «Коллективное действие»

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте