06.06.12
Первые обвинения Генпрокурора России

В России, на российских судах, моряков объединяет задолженность по зарплате. Как правило, судовладельцы скрываются с деньгами моряков. По крайней мере так было до тех пор, пока за этот вопрос не взялся Генеральный прокурор России Юрий Чайка. История с теплоходом «Lyubov Orlova», в которой два российских судовладельца бросили теплоход в порту Канады, не рассчитавшись по своим долгам перед портом, агентами и за топливо, и оставив моряков без зарплаты и еды, — вот Вам полезный пример.

 

Задолженность по зарплате перед российскими моряками, принуждение их к неоплачиваемой работе, насильственное удержание на судне, отказ в предоставлении морякам медицинской помощи, если кто-то из них получит травмы, и удержание их на судне до самой смерти — по этим пунктам Дальневосточное следственное управление на транспорте приняло решение предъявить обвинения по части второй статьи 127 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Противоправные действия повлекли смерть двух моряков на борту теплохода «SS Ross» под флагом Тувалу, принадлежащее российской компании. На памяти это первый случай, когда в российском суде предъявляются обвинения в незаконном лишении свободы человека с целью принуждения его к работе, то есть за использование рабского труда.


Прокуроры назвали имена двух жертв — это Геннадий Краевой, который 30 августа 2011 года умер на борту «SS Ross» во время перехода Персидского залива, и Константин Удилов, который умер 17 января, когда «SS Ross» покинуло Индонезию. Подробности по этим двум делам были сообщены «Fairplay» Натальей Салкиной, представителем Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета при Прокуратуре России.

 

По неподтверждённым данным, Краевой насильственно удерживался на судне, а после получения им травм в ходе выполнения им работ на судне, Краевому было отказано в медицинской помощи. Жена Удилова заявляет, что на судне её муж был избит до смерти. Как сообщила Салкина «Fairplay», расследование по факту смерти двух моряков было объединено в одно дело, по обвинению в использовании рабского труда, в том числе незаконное лишение свободы. Попытки членов экипажа судна направить жалобы на судовладельца и владивостокского оператора стали причиной проведения в декабре прошлого года Международной федерацией транспортных рабочих МФТ инспекции судна в индийском порту Кандла.

 

По словам Игоря Ковальчука, первого заместителя председателя Российского профсоюза моряков: «Несмотря на то, что на нашей памяти это первый случай уголовного преследования по статье 127 Уголовного кодекса Российской Федерации, это не означает, что до этого не было случаев задолженности заработной платы перед морякам. Это происходит достаточно часто. К примеру, на данный момент в Демократической республике Конго у причала без работы стоит рыболовное судно «Тюлень-6» под российским флагом, на судне морякам не выплачена зарплата, экипаж не репатриирован, а средства на закупку продовольствия выделяются нашим профсоюзом». Салкина и прокуроры должны установить российских владельцев судна «SS Ross», несмотря на то, что расследование смерти Краевого идёт уже несколько месяцев. Ковальчук сообщил «Fairplay»: «Сложно определить, кто на самом деле является владельцем «SS Ross».


Программа удобного флага применяется весьма широко, когда суда регистрируются в странах со слабой правовой системой. Относительно этого вопроса оператор судна «SS Ross» на Дальнем Востоке — ООО «Marine Services Shipping Company». Но нет достоверной информации, что оно является владельцем судна. «Marine Services Shipping Company» является менеджером судов, выполняет крюинговые функции и занимается управлением флотом.

 

В Новороссийске «SS Ross» работало с «Maritime Shipping Service». Но очевидно, что компания однократно работала с этим судном, поскольку «SS Ross» находилось в порту Новороссийск и здесь следовало было добрать экипаж». Салкина подтвердила, что ещё одно судно, известное как «SS Veles», управление которым осуществлялось тем же владивостокским оператором, является объектом нового расследования. Обвинения против тех же предполагаемых судовладельцев готовы по статье 127 в части использования рабского труда.

 

«SS Ross» было спущено на воду в 1983 году и классифицировано как сухогруз дедвейтом 12 319 тонн. «SS Veles» было построено той же судоверфью, что и « SS Ross», и в том же году. «SS Veles» — это контейнеровоз дедвейтом 12 402 тонны, он так же находится под флагом Тувалу.


«SS Ross» 15 июня 2011 года купила компания «Monument Project Ltd.», которая является дочкой владивостокской «Сисервис Шиппинг Лтд.», находящейся по адресу: улица Светланская, дом 163, у греческой компании «Tristar Management Ltd.». 2 мая 2012 года «SS Ross» был переименовано в «Nerei» и сменило флаг на Кирибати. «SS Veles» было куплено «Сисервис Шиппинг Лтд.» у египетской Национальной судоходной компании как «Abu Zenima». Так же у Сисервис суда — «SS Express» (TUV, ggc, 88, 1376), «Sea Service» (KIR, ggc, 86, 3137) и «Prok» (TUV, ggc, 90, 4080).


Джон Хелмер, специально для Российского профсоюза моряков


Справка

Австралийский журналист Джон Хелмер (John Helmer) работает в России с 1989 года, был собственным корреспондентом ряда австралийских газет и влиятельного южно-африканского делового издания «Бизнес Дэй».


Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте