23.04.12
II Международный форум «Санкт-Петербург — морская столица России»

В конце прошлой неделе прошел II Международный форум «Санкт-Петербург — морская столица России. Безопасность на транспорте». В рамках форума выступили председатель Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) Игорь Павлов и председатель Северной региональной организации Российского профсоюза моряков (РПСМ) Александр Красноштан.



Каждый докладчик прямо или косвенно подчеркнул: транспорт — это важнейшая составляющая экономики нашей страны, и необходимо уделять его развитию большое внимание. Эксперты отметили серьезную роль пресловутого «человеческого фактора» среди причин аварий на транспорте, однако при детальных обсуждениях ему было уделено наименьшее внимание. Поэтому на фоне сухих цифр, отчетов и итогов, выступление председателя Федерации профсоюзов работников морского транспорта Игоря Павлова по проблеме защиты российских моряков от пиратских нападений стало «глотком свежего воздуха».

В своем докладе Игорь Павлов в доходчивой форме объяснил, какие конкретные функции в обеспечении безопасности судоходства могут и должны нести правительства, судовладельцы и профсоюзы — уничтожение баз и плавсредств пиратов, обеспечение судов охраной на время прохождения опасного района, повышение трудовых стандартов посредством внедрения специальных условий работы. Третья задача успешно реализуется усилиями морских профсоюзов и воплощается через колдоговоры стандарта МФТ: в настоящее время документом зафиксировано право моряков на отказ от работы в «пиратоопасной» зоне и на репатриацию за счет компании, а также на получение двойной базовой ставки. И эта работа морскими профсоюзами ведется непрерывно: так, с 1 апреля текущего года зоной высокого риска признали территориальные воды Бенина и Нигерии, а, соответственно, при работе в ней морякам также гарантированы специальные условия.

Задача по обеспечению судов вооруженной охраной, будь то конвоирование или наличие военных непосредственно на борту, ложится на плечи судовладельцев. Однако «удовольствие» это не из дешевых, и не каждый может позволить себе выкладывать порядка 50 тысяч долларов за проход опасного района. «Когда вопрос о вооруженной охране на гражданских судах только начинал обсуждаться, морские профсоюзы, в том числе и Российский профсоюз моряков, выступали категорически против, опасаясь всплеска насилия на торговом флоте, — отметил докладчик. — Однако практика показала: сегодня это наиболее эффективный способ защиты. Не зафиксировано ни одного случая, когда, услышав выстрелы, пираты продолжили бы атаку».

Но самым слабым пластом этой пирамиды остается ее «основание». «Мы не удовлетворены действиями Правительства РФ и обращались по этому поводу к Президенту Медведеву, — высказал точку зрения российских моряков Игорь Павлов. — нападений расширяется, атаки фиксируются по всему Индийскому океану, а оснащенность пиратов усиливается. Когда в 2011 году от захватов и требований выкупа они перешли к убийствам, то пересекли черту, отделявшую их от террористов. Бороться с террором на море нужно так же активно, как с ним борются на берегу».

В конце своего выступления докладчик снова вернулся к сакраментальному вопросу — так можно ли говорить, что моряки со всех сторон надежно защищены от возрастающей угрозы пиратства? Впрочем, каждый из присутствующих уже знал ответ...



Лейтмотивом доклада «Интеграция российских моряков в международную транспортную среду» Александра Красноштана стала тема дипломирования моряков в частности и морского образования в целом:

— В проекте «Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» выставлено требование об обязательном наличии высшего специального образования для старшего комсостава (капитан, старший помощник, старший механик, второй механик) флота. Мы считаем, что социальные последствия такого решения будут губительны для страны.

Во-первых, надо будет закрывать средние учебные заведения, так как вряд ли кто-то захочет отучиться и работать всю жизнь младшим помощником или механиком без перспектив профессионального роста. Моряк со средним образованием должен будет поступить в морской ВУЗ, обучение в котором длиться 5—6 лет. Это означает, что как минимум в течение 8 лет он должен будет работать в должности младшего помощника. Это ненормально. Сколько же еще должно пройти времени, чтобы он стал капитаном или стармехом?

Во-вторых, какова будет дальнейшая судьба тех многочисленных моряков со средним образованием, которые сейчас успешно работают в зарубежных судоходных компаниях? Сейчас в них трудятся большое количество младших командиров, которым к 1 января 2015 года иностранные компании могут предложить повышение в должности до капитанов, старпомов, старших и вторых механиков. Это будет невозможно сделать, так как им надо будет сначала получить высшее образование. На рынке труда российские моряки сразу окажутся в невыгодном положении.

Российский флот влачит жалкое существование, поэтому в настоящее время около 90 % выпускников морских учебных заведений России идет работать в зарубежные судоходные компании. Наши моряки ввозят в Россию свыше $2 миллиардов. Это выгодно и людям, и государству.

Объективно средние морские учебные заведения составляют серьезную конкуренцию ВУЗам. Учиться в два раза меньше по времени, но при этом есть возможность сделать карьеру на флоте. Таким образом, у ВУЗов есть большой соблазн поправить свои дела за счет средних учебных заведений, запретив их деятельность, что по нашему мнению и нашло отражение в проекте «Положения».

Мы считаем, что пока надо оставить все, как есть. Это позволит тысячам моряков со средним образованием пойти работать к иностранным судовладельцам, которых не интересует, какое образование получили российские моряки. Что касается российских судовладельцев, то пусть они решают, специалисты какого уровня образования им нужны.

По нашему мнению, основой образования должен стать бакалавриат с продолжительностью обучения 4 года. За этот период можно дать хорошее морское образование высокого уровня, которое позволит работать нашим специалистам на самых сложных в техническом плане судах. Это базовое образование, которое должны давать все морские учебные заведения. Как его назвать, средним или высшим или каким-либо другим, значения не имеет. Главное, чтобы оно позволило успешно решать все задачи, возлагаемые на специалистов флота.

В-третьих, о международном аспекте. Известно, что Россия подписала соглашение о взаимном признании дипломов моряков более чем с тремя десятками государств. Это означает, что нас устраивает их уровень образования, а их — наш, включая и среднее специальное образование. Если с 1 января 2015 года у нас повысятся требования к морскому образованию, то нам надо будет требовать от этих стран уровень образования не ниже нашего. Если мы никак не отреагируем на это, то наши моряки окажутся в дискриминационном положении. На наш флот могут прийти моряки других государств с уровнем образования ниже нашего.

Источник: Российский профсоюз моряков

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте